Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» Группа «Программа развития универсальных учебных действий» Руководитель Асмолов Александр Григорьевич Российская академия образования (РАО)
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося РАО
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к само развитию и само совершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта РАО
Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности - РАО
Основания выделения УУД Цели и результаты общего образования Деятельностный подход в обучении Этапы процесса усвоения Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками РАО
Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельности 2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности 3. Обеспечение успешности обучения РАО
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные РАО
Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение РАО
Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка РАО
Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; РАО
Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; РАО
Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; РАО
Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к мобилизации сил и энергии; - - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; - - к преодолению препятствий; - -эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; - эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями РАО
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем РАО
Познавательные УУД: общеучебные 1) Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели 2) Информационный поиск 3) Знаково-символические действия 4) Структурирование знаний 5) Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно) РАО
Познавательные УУД: общеучебные 6) Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения 7) Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность 8) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий РАО
Познавательные УУД: общеучебные УУД – знаково-символические Знаково-символические действия выполняют функции - - отображения учебного материала; - - выделения существенного; - - отрыва от конкретных ситуативных значений; - - формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование РАО
Познавательные УУД – логические действия 1) Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков 2) Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов 3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов РАО
Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Выдвижение гипотез, их обоснование Доказательство РАО
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера РАО
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером РАО
УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты РАО
Задачи формирования УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся РАО
Задачи формирования УУД 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении РАО
Задачи формирования УУД Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции РАО
Задачи формирования УУД 4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования. РАО
Задачи формирования УУД 5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебно- го пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД. РАО
Задачи формирования УУД 6. Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов. Осуществить специальную психолого- педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов РАО
Контакты Карабанова Ольга Александровна Телефон ; моб Спасибо за внимание! Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я РАО