ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ГИА.
ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ВОЛНУЮТСЯ?
ЦЕЛЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЯВЛЯЕТСЯ: -ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (В СООТВЕТСТВИИ С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ВОЗРАСТЕ); -ВООРУЖИТЬ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ЗНАНИЯМИ ПО ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА -ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ТРЕВОГУ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ И ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ -ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Задачи психологического сопровождения: -предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально- волевой сферы, -психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов; -формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; -профилактика неврозов. -проанализировать основные проблемы, которые могут возникнуть в процессе проведения экзаменов.
Виды (направления) работ по психологическому сопровождению: 1. Диагностика (индивидуальная и групповая). 2. Консультирование (индивидуальное и групповое). 3.Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая). 4. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры. 5.Профилактика. 6.Просветительское
Формы работы с учащимися: групповое и индивидуальное консультирование, информирование: * по вопросам подготовки к ГИА – консультирование и информирование учащихся, родителей, учителей; * методическое обеспечение. Групповая и индивидуальная диагностика (отношения к ГИА, изучение психоэмоционального состояния. Тест на самооценку, тест эмоций, определение типа мышления, уровень агрессии и тревожности. Диагностические задания на развитие памяти и внимания« Кто быстрее». Анкета на выявление типа темперамента. Проводится среди учащихся дискуссия-« Стресс-это хорошо или плохо?». Психологический опросник « Что я знаю о своих возможностях». Проводится методика « Тест онлайн-по изучению уровня тревожности у выпускников ». В течение года происходит обновление уголка по ГИА.
Групповые и индивидуальные занятия, направленные на обучение приёмам релаксации и снятия напряжения, на управления своими эмоциями. Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения., она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно. Упражнения. 1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно. 2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы уставившись в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом. 3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза. 4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза. 5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза.
Упражнения для расслабления и снятия напряжения с учётом физиологических особенностей: Ритмичное четырехфазное дыхание (2-3 минуты) 1.(4-6 сек.) Глубокий вдох чрез нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди, ладонями вперед. Сконцентрируйте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте тепло « горячей монетки». 2.(2-3 сек.) Задержка дыхания. 3.(4-6 сек.)Сильный глубокий выдох через рот, опустите руки. 4.(2-3 сек.)Задержка дыхания. Аутогенная тренировка (3-5 минут) 1. Сядьте удобно, закройте глаза, спина прямая, руки на коленях. 2. Мысленно проговорите «Я спокоен. 3. «Правая рука тяжёлая»-5-6 раз. 4. «Я спокоен» 5. «Левая рука тяжёлая»- 5-6 раз. 6. «Я спокоен.Я готов. Я собран. Я уверен в успехе.» 7. Сожмите кисти в кулак, откройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.
Работа по тренировке заполнения бланков ГИА. (зам. директора по УВР, учитель-предметник, педагог-психолог)
Памятка для учащегося
Подготовь место для занятий. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета; Составь план занятий. Для начала определи: кто ты «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы. Советы выпускникам: Подготовка к экзаменам
Накануне экзамена Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за минут до начала тестирования. При себе нужно иметь: пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию: как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д. Будь внимателен! От того, как ты запомнишь зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться. Начни с лёгкого! Думай только о текущем задании!
Научись пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать её глазами и заметить явные ошибки. Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!
Работа с родителями Фронтальные: тематические родительские собрания Групповая диагностика (изучение отношения к ГИА,) Групповое и индивидуальное консультирование по вопросам подготовки к ГИА, о создании благоприятной атмосферы в доме, помощь со стороны родителей, о питании во время подготовки экзамена и др.
Советы родителям Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться. Не критикуйте ребёнка после экзамена. Помните: главное снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить необходимые условия для занятий
Работа с педагогическим коллективом направлена на изучение индивидуальных особенностей учащихся,с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ГИА, а также изучение своего профессионализма (консультирование, семинары, диагностика)
Советы учителям Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему не думать о плохом- это трудно. Опишите ему картину будущего удачного, легкого успеха. Пусть он чаще думает об этом, представляет. Мысли о провале, не дают хорошо подготовиться, сосредоточиться на экзамене. 2. Если страх не проходит, посоветуйте приём «доведение до абсурда». Сильнее себя напугать. Лучше это упражнение проделывать в паре. Ученик поймёт, что экзамен не так и страшен. 3. Если кто-то рассматривает организаторов как «врагов», потому что вид серьезный. Объясните, что на организаторе лежит большая ответственность, а строгость для дисциплины, они тоже когда-то сдавали экзамены. 4. Учите ребят работать с опорными конспектами
Ожидаемые от данной работы результаты: 1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА. 2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников школы. 3. И успешной сдачи экзаменов.