Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся
Методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому) 1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), б) наглядные (иллюстрация, демонстрация ( в частности с ИКТ) и др.), в) практические (упражнения, лабораторные и практические работы, занятия с обучающими программами и тренажерами (ИКТ), трудовые действия и др.), г) индукция и дедукция (от частному к общему, от общего к частному), д) репродуктивные и проблемные (частично-поисковый, эвристический), е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; 2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: а) познавательные игры, б) учебные дискуссии, в) создание ситуаций успеха в учении, г) разъяснение, д) поощрение и порицание ученика; е) средства ИКТ и др. 3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении ( индивидуальный, фронтальный и др.) б) методы письменного контроля ( к/ р, сочинение, изложение, диктант, письменных зачетов, реферат др., в) лабораторный контроль, г) машинный контроль (с применением ИКТ), д) тестирование ( с ИКТ и без) е) самоконтроль.
Активные методы и приемы (АМО) - это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. учебного процессаучебного процесса Признаки методов: Проблемности Проблемности Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого Взаимообучения Взаимообучения Индивидуализации Индивидуализации Исследования изучаемых проблем и явлений Исследования изучаемых проблем и явлений Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией Мотивации Мотивации
Игровые методы деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы и процедуры тренинги в активном режиме разыгрывание ролей Игровое производственное проектирование Проблемное обучение ( форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности через прием создания проблемной ситуации, выдвижение гипотез, разъяснение и др. Учебная дискуссия диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. «Круглый стол» характерная черта - сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией «Мозговой штурм» организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем Методы эмоционального стимулирования через приемы создания на занятии ситуаций занимательности Удивление Поощрение и порицание Методы формирования и стимулирования интереса к учению через приемы занимательных аналогий Создание ситуаций успеха в учении Анализ жизненных или конкретных ситуаций сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке Средства ИКТ через использование ЦОР
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе созданы условия, способные обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому и возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, ЦОР, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.