ТАЙНА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ Наталья Павловна Панфиль преподаватель МГППУ МПГУ, 2012
Цель работы реконструкция понимания бессознательного в отечественном культурно - историческом подходе и эмпирическое исследование формирования бессознательного на примере утаивания.
Объект и предмет Объект исследования – бессознательное в культурно - историческом подходе Предмет исследования – тайна как инструмент изучения бессознательного в культурно - историческом подходе
Термин « бессознательное » 1. Область души ( существительное ) 2. Качество процесса или содержания ( прилагательное ) 3. Функция ( глагол ) Качество быть бессознательным должно быть придано личностью, и тогда нечто становится скрытым, спрятанным от сознания, отсутствующим в нем ( Ф. Е. Василюк )
Уровни бессознательного Лежит на поверхности, легко может быть осознанно (предсознательное ) Средняя степень защиты Трудно поддается осознанию Никогда не может быть осознанно
Культурно - исторический подход : ключевые понятия Интериоризация Знак Социальная ситуация развития Кризис Новообразование Зона ближайшего развития
Тайна Тайна – это некая информация, важная и эмоционально значимая для носителя тайны, которую он вынужден скрывать от другого ( близкого ) человека Эмоционально значимая – т. е. носитель тайны неравнодушен к этой информации, эта информация сама по себе вызывает сильные ( возможно, сложные и неоднозначные ) переживания Вынужден скрывать – т. е. причины, по которым носитель тайны не может рассказать ее близкому, кажутся для него совершенно непреодолимыми От близкого человека – это не просто близкий человек, а именно тот близкий, в отношении которого у носителя тайны есть убеждение, то он должен это знать
Теоретическая модель формирования бессознательного Изначально функция утаивания разделена между людьми Далее она интериоризируется, и человек получает потенциальную возможность скрывать нечто от самого себя
Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина 1. Мотивация – решение утаить, схема ООД 2. Действие выполняется во внешней материализованной форме 3. Речевое действие вслух 4. Речевое действие про себя 5. Умственное действие – действие становится недоступным внутреннему наблюдению
Спасибо за внимание !