«При ознакомлении детей дошкольного возраста с родным городом необходимо использовать воспитательно – образовательный потенциал семьи, привлекая родителей к передаче детям своих знаний краеведческой направленности. Это сделает процесс познания детьми своей малой Родины естественным и непринуждённым». С элементами проектно – игровой деятельности детей « Наш город – цветение сада, Наш город – науки рассвет» (по ознакомлению старших дошкольников с родным городом во взаимодействии педагога и родителей).) Руководитель проекта воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида 8 «Аистёнок»» города Мичуринска Кострикина Марина Николаевна. Участники проекта: Дети, родители Воспитатели. Педагоги – специалисты
цель Обеспечение успешного усвоения и обогащения представлений детей о Мичуринске как места, где они родились и живут, красоту и славу которого они должны беречь и приумножать.
2. Какие формы взаимодействия с родителями будут способствовать привлечению их к решению обозначенной в проекте проблемы? 2. Какие формы взаимодействия с родителями будут способствовать привлечению их к решению обозначенной в проекте проблемы? 3. В какой форме обобщить опыт своей работы по реализации проектных мероприятий? 3. В какой форме обобщить опыт своей работы по реализации проектных мероприятий? 1. Как помочь родителям осознать образовательный потенциал семьи в воспитании у детей чувства любви и гордости за свой город? 1. Как помочь родителям осознать образовательный потенциал семьи в воспитании у детей чувства любви и гордости за свой город? Проблемные вопросы.
Если родителей заинтересовать проблемой воспитания в детях патриотических и гражданских качеств и создать необходимые условия для передачи родителями своих знаний о родном городе их детям, то процесс познания дошкольником исторического прошлого и настоящего города будет содержательным и интересным, что в свою очередь станет основой воспитания будущего патриота и гражданина России. Если родителей заинтересовать проблемой воспитания в детях патриотических и гражданских качеств и создать необходимые условия для передачи родителями своих знаний о родном городе их детям, то процесс познания дошкольником исторического прошлого и настоящего города будет содержательным и интересным, что в свою очередь станет основой воспитания будущего патриота и гражданина России. Гипотеза
Удовлетворение интересов ребенка в познании родного края. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в моделировании и внедрении эффективной модели сотрудничества ДОУ и семьи в аспекте решаемой в проекте темы. Воспитание будущего патриота и гражданина России на основе единых воспитательных воздействий родителей и педагогов. Педагогический прогноз
Аннотация. Формирование у детей дошкольного возраста любви к Отечеству начинается с любви к малой родине – месту, где человек родился. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим и настоящим, культурным, природа – экологическим своеобразием родного края. Анализируя представление своих воспитанников, я отметила, что дети не знают истории своего города, имеют поверхностные знания о современном Мичуринске – Наукограде. В связи с этим совместно с коллегой пришли к выводу, что надо много работать, чтобы создать целостное представление детей о родном городе, проникнуться к нему любовью, гордостью, его славным прошлым и настоящим. Беря во внимание, что наше ДОУ расположено в отдалённом от центра города месте, где находятся социо – культурные объекты, достопримечательности, я решила привлечь к процессу познания города детьми их родителей. При этом я учитывала и то, что культурные эталоны, духовные ценности которых поддерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. Именно в семье он учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Свою работу с родителями и детьми по указанной выше проблеме я решила выстроить, руководствуясь следующей заповедью: «Вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». А комплексную систему мероприятий по ознакомлению моих воспитанников с родным городом на основе единых подходов педагогов и родителей представила в проекте «Наш город – цветение сада, Наш город – науки рассвет», обеспечив тем самым условия для успешной реализации разрешения противоречия между признанием педагогами необходимости организовать взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме познания детьми родного города и недостаточной степенью готовности педагогов и родителей к данной деятельности.
Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности : информационный, практико – ориентированный, По предметно-содержательной области межпредметный. По характеру координации проекта гибкий, творческий. По времени продолжительный. ( на один учебный год) По характеру охвата коллективный. По характеру контактов открытый Форма представления проекта- презентация.
2. Сделать родителей активными участниками тематических мероприятий, проектно – игровой деятельности детей. 2. Сделать родителей активными участниками тематических мероприятий, проектно – игровой деятельности детей. 1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами в процессе воспитания у детей любви и гордости за свой родной город. 1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами в процессе воспитания у детей любви и гордости за свой родной город. 3. Способствовать повышению уровня познавательного развития старших дошкольников на основе обогащения ВОП формами образовательной работы с участием родителей. 3. Способствовать повышению уровня познавательного развития старших дошкольников на основе обогащения ВОП формами образовательной работы с участием родителей. Задачи
Мини-школа «Знай и люби свой город» Мини-школа «Знай и люби свой город» Принципы работы мини школы Цель мини школы Доверие Партнерство Доброжелательность Открытость Целенаправленность Плановость Учёт опыта родителей Дать родителям знания о воспитании патриотических и гражданских качеств детей на основе краеведческого материала. Способствовать гармонизации отношений между ДОУ и семьёй Решение проблемы во взаимодействии с родителями через функционирование мини - школы «Знай и люби свой город».
Этапы проекта. Первый этап. Организационно - подготовительный Цель: теоретическое обоснование проблемы и подбор программно – методического обеспечения реализации проекта. Сроки: июль - сентябрь Содержание работы Формы работы Обоснование актуальности проблемы и необходимости её решения проектным методом и определение основных структурных компонентов проекта. Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта. Подбор информационно – методического материала для встреч с родителями. Заседание творческой группы педагогов. Индивидуальные консультативные встречи со старшим воспитателем. Обмен мнениями «Ваше видение решения проблемы».
Подбор диагностического инструментария по выявлению образовательного уровня родителей в области знаний краеведческой направленности и уровня знаний детей об историческом и настоящем города. Выбор форм реализации проекта Разработка плана интегрированного взаимодействия с коллегами по реализации проектных мероприятий. Психолого – педагогический практикум Обмен мнениями «Согласие в разногласиях» « Малый совет по большой проблеме» Консультативные встречи Изучение опыта работы педагогов других ДОУ и опыта работы педагогов – новаторов по теме проекта. Панорама педагогических идей. «Внимание….опыт работы»
Второй этап Рефлексивно – диагностический. Цель: развитие рефлексивного потенциала педагогов при выборе новой модели взаимодействия с родителями. Сроки: сентябрь - октябрь Содержание работы Формы работы Анализ педагогами своего профессионального резерва и дефицита по решению обозначенной в проекте проблемы. Выявление статуса семей воспитанников и оформление банка запросов родителей в сфере патриотического воспитания детей. Создание банка диагностических методик. Самоанализ на основе анкетирования Дифференцированные формы работы Психолого – педагогический практикум
Третий этап. Практический. Первый раздел. Цель: Решение проблемы в едином образовательном пространстве. Сроки: октябрь Содержание работы Формы работы Проектирование работы с родителями на основе учёта педагогом своих коммуникативных умений и уровня педагогической культуры родителей. Составление с родителями индивидуального плана их участия в краеведческой работе. Разработка сценариев встреч с родителями, вариантов приглашения членов семьи для участия в образовательных формах работы с детьми краеведческой направленности, вариантов номинаций по выражению благодарности родителям и других контактных фрагментов. Самообразовательная работа Консультации с элементами практикума Участие в интерактивных формах методической работы ДОУ.
Привлечение родителей к участию в образовательных формах работы с детьми краеведческой направленности День открытых дверей «Воспитательно – образовательные возможности краеведческой работы в ДОУ» Семейный праздник «Встреча трёх поколений» КВН на тему «Знай и люби свой город» Викторина «Знатоки родной природы» Колесо истории: прошлое и настоящее города Мичуринска. Совместные экскурсии по городу и посещение музеев, храмов города. достопримечательных мест (в течение года) Распространение опыта родителей по теме проекта Мини – газета «Внимание ….опыт родителей» (май)
Второй раздел Организация проектно - игровой деятельности детей в рамках проекта. Цель: обеспечение условий для осознания детьми своей причастности к происходящим в городе событиям. (сроки: сентябрь)
Содержание работы Формы работы Ознакомление детей с темой проекта и постановка проблемной ситуации: принять участие в третьей Всероссийской выставке садоводства. Обсуждение варианта участия детей и родителей в выставке с определением продуктов проектной деятельности на основе семейного хобби Организация деятельности детей по выполнению проектных мероприятий Презентация продуктов проектной деятельности Общение педагога с детьми в предметно – развивающей среде.. Открытые занятия познавательной направленности. Досуговая деятельность. Кружковая работа художественно - продуктивной направленности. Досуговая деятельность. Экскурсии. Оформление фото - альбома «Это наш с тобой любимый город». Оформление альбома рисунков «Природа родного края». Изготовление экибаны. (в течение года) Аукцион детско – родительских идей Конкурс - выставка детско – родительского творчества в ДОУ. Представления экспонатов на 3-ей Всероссийской выставке садоводства. Презентация проекта на ГПО (январь)
Четвёртый этап Контрольно – регулировочный Цель: осуществление педагогического мониторинга. Сроки: май. Содержание работы Формы работы Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Определение дальнейших форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в сфере патриотического воспитания детей. Беседы, анкетирование, диагностические обследования Методический совет
Выводы и результаты. Реализация проекта подтвердила правильность выдвинутой гипотезы. Задачи успешно решены. Выполнение проектных мероприятий позволило детям пополнить знания о Мичуринске, сформировать целостное представление о прошлом и настоящем своего родного города, проникнуться любовью и гордостью за него; Материалы мониторинга «Мой город» н.г. – начало года с.г. – середина года к.г. – конец года выводы: прослеживается повышение выше среднего уровня знаний детей о родном городе с 50% до 75% снижение ниже среднего уровня знаний детей о родном городе с 10% до 4%
родителям: повысить интерес к проблеме воспитания в детях патриотических и гражданских качеств, осознать свою причастность к решению данной проблемы через передачу детям своих знаний о родном городе, в образовательном пространстве ДОУ и семьи. Оценка уровня взаимодействия воспитателя с родителями по теме проекта. н.г. – начало года с.г. – середина года к.г. – конец года выводы: прослеживается увеличение выше среднего уровня взаимодействия воспитателя с родителями по теме проекта с 72% до 92%
мне и моим коллегам: самосовершенствовать педагогическое мастерство, приняв проектныйметод как вид профессиональной деятельности, преодолеть бартеры в общении с родителями сделать их участниками ВОП ДОУ, повысить свой имидж и рейтинг муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 8 «Аистёнок». У всех участников проекта осталось удовлетворение от совместной работы и общения.
Информационные ресурсы СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Козлов – Мичуринск» В.И. Попков, И.М. Сухоруков, Мичуринск 1992 г. «Привет из Козлова» М.Белых, Мичуринск 2000 г. «Их имена на карте Родины» Р.Н. Литвтнов Воронеж 1971 г. «Город старый, город древний» К.Константинов, Мичуринск 1995 г. «Козловские были» 1 Мичуринск 1990 г. «Историко-литературное краеведение» В.И.Попков, И.М. Сухоруков, Мичуринск !991 г. «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинская М.2003 г. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Методические рекомендации под редакцией В.Г. Паршиной Тамбов 2003 г. «Мы живем в России», Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, Москва 2007 г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Н.Г. Комарова, Л.Ф.Грибова Москва 2007 г. «Ознакомление дошкольников с окружающим», Н.В. Алешина Москва 2007 г. «Зори Мичуринские» И.С. Никулин Воронеж 1979 г. ИНТЕРНЕТ С АДРЕСАМИ: www 1September.ru