ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ План 1. Представления об истории в эпоху Античности. 2. Христианская философия истории. Провиденциализм. 3. Философия истории Просвещения. Н. М. Карамзин. 4. Философия истории Гегеля. С. М. Соловьев. 5. Философия истории Маркса и творчество В. О. Ключевского. 6. Философия истории у Дильтея и неокантианцев. 6. Отказ от идеи всемирно-исторического процесса. Теория цивилизаций Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. 7. История – это исследование… или искусство? ГУМЕР Гулыга А. В. Эстетика истории. М., Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.
ГЕРОДОТ ( до н.э.) «История»: исследование… расследование… расспрос …
ФУКИДИД ( до н.э.) «История Пелопонесской войны»: *отношение к предшественникам *критика источников *методы: обратное заключение - сравнение *проблема причин: *проблема причин: причины осн. – не осн., повод *проблема исторической закономерности: одинаковые причины одинаковые следствия
ПОЛИБИЙ ( ) «Всеобщая история»: *всеобщая *прагматическая *проблема причин СЦЕПЛЕНИЕ СОБЫТИЙ POLYBIUS ПРИЧИНА ПОВОД НАЧАЛО СОБЫТИЯ
«ФИЛОСОФСКОЕ» В ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ ГРЕКОВ 1. Идея цикла. «Полития» Аристотеля Монархия… тирания Тирания – аристократия Аристократия – полиция Полития – демократия Деморкатия – охлократия Охлократия – … монархия 2. Герои творят историю…
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 1. Линейный характер исторического процесса. 2. Необратимость хода истории. 3. Время и Вечность. 4.Провиденциализм.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ Providentia от лат. Providentia Провидение (Господне)
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ Ф.-М.А. Вольтер ( ) Ш. Монтескье ( ) «РАЗУМ ПРАВИТ МИРОМ» Ж.-Ж.Руссо ( )
ИОГАНН ГОТФРИД ГЕРДЕР ( ) * Жизнь человечества циклична: - конец античной цивилизации – «первая старость» -современная эпоха Просвещения – «вторая» старость *В то же время, история человечества – это восходящая линия – к состоянию ИСТИННОЙ ГУМАННОСТИ Каждая эпоха своеобразна, порождает собственную оригинальную культуру
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ ( ) «Разум – это и есть Мир»
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СОЛОВЬЁВ фактора истории: 1)Природа страны 2) Природа племени 3) Ход внешних событий
КАРЛ МАРКС ПЕРВО-БЫТНО- ОБЩИННАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ БУРЖУАЗНАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ ( ) Пять факторов: 1) естественно-географический, 2) этно-конфессиональный, 3) экономический, 4) социальный, 5) политический В каждую эпоху люди действуют, руководствуясь своими представлениями, являющимися отражением в сознании комбинации объективных обстоятельств.
ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ ( ) Есть законы природы. А у истории есть свои законы? Общее, повторяющееся … Нет! Индивидуальное! Особенность познания истории: это интерпретация, переживание исторических фактов. Психология – вот без чего невозможно изучение истории. Переживание – понимание - истолкование
Генрих Риккерт
НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ ( ) «Россия и Европа» (1862) : Культурно-исторические типы по национально-религиозному основанию (египетский, китайский, еврейский, русский…)
ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР ( ) *Нет единой человеческой истории – есть история отдельных культур: Египетская, китайская, античная, западная… *Становящаяся – культура Ставшая – цивилизация = смерть культуры = атеизм, техницизм, урбанизация.
Арнольд ТОЙНБИ ( ) *Идея «Вызова»… *Формирование цивилизации *Элита и мимесис *«Надлом»: политика и мировоззрения…
КАРЛ ЯСПЕРС ( ) «Осевое время» гг. до н. э.: -переход от мифологического сознания к рациональному; -изменение отношения к действительности, которую переделывать; -естественно-исторический процесс трансформируется в сознательно-исторический.
ШКОЛА «АННАЛОВ» ШКОЛА «АННАЛОВ» Люсьен ФЕВР ( ) Марк Блок ( ) *замена классической «истории повествования» «историей проблемой»; *исследование общества во всем многообразии его связей : экономических, социальных, культурных… междисциплинарный подход; Линия Блока: изучение социальной истории. Линия Февра: изучение истории цивилизаций.
«КОНЕЦ ИСТОРИИ» НИКОЛАЙ КОПОСОВ (род. 1955) *«Эпоха проектов» закончилась *Историческая наука «исчерпала себя» *В эпоху постмодерна современное историческое исследование обречено быть постмодернистским … *В эпоху постмодерна в любой сфере творчества, во всяком случае в области гуманитарного знания личность автора выходит на первый план *«Наука» перестает быть наукой, она превращается в искусство
Так может правда – история не наука? Историк занимается произволом? Так сказать «творит»? Если это так, то какова цена философии истории? И еще один вопрос: насколько философия истории опирается на историческую науку? Действительно ли она ищет предельные смыслы в трудах исследователей истории, или создает их произвольно, то есть «творит»?