Комплексный курс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИК и»: проблемы и перспективы 14 мая 2014 г. Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)
Система внедрения ОРКСЭ в образовательную деятельность ОО Основные направления внедрения: Нормативно-правовое Организационно-управленческое Организационно-педагогическое Учебно-методическое Информационное
Консолидация государственных, конфессиональных и общественных структур
Организационно-управленческое сопровождение курса ОРКСЭ Четыре уровня организационно- управленческого сопровождения ОРКСЭ: -Школьный -Муниципальный -Региональный -Федеральный Масштаб разный, цель одна: Сохранение системного характера сопровождения данного курса, т.е. учет и контроль всех пяти направлений реализации модели внедрения ОРКСЭ
Результаты внедрения и «проблемное поле» Результаты: курс ОРКСЭ введен, однако, мониторинг носит фрагментарный, а не системный характер. разработаны в рамках курсов ПК проекты внедрения курса ОРКСЭ и на муниципальном и на школьном уровнях командами из районов, однако периодичность обсуждения вопросов введения ОРКСЭ с учетом утвержденных в районах планов внедрения? Риски: не зная «проблемного поля», процесс управления введением курса осложняется.
Уникальность курса ОРКСЭ Специальный предмет, одной из ключевой целью которого является формирование межэтнической и межконфессиональной культуры и гражданской идентичности. Этот курс можно рассматривать как шанс «задать себе главные вопросы: зачем я живу? Каким хочу и должен быть? Что могу и должен делать?» для любого участника введения курса – от учителя до Министра.
Организационно-педагогическое сопровождение ОРКСЭ Результаты: Курс ОРКСЭ преподают в основном (более 80%) учителя начальных классов Повышение квалификации осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством образования Нижегородской области планом-графиком по различным моделям. Управленческий аспект этого направления (муниципальный уровень): 1. Своевременно определять кого и когда обучать? 2. Решить вопрос: «Чему необходимо обучать?», т.е. качественно сформулировать техническое задание для ГБОУ ДПО НИРО
ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОРКСЭ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ПО ОРКСЭ КАК ИНСТРУМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРОВ Итоговые проекты
Подготовка муниципальных команд Содержательные, методические и управленческие аспекты введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ОУ Нижегородской области (72 часа) 59 муниципальных команд Обучено 242 специалиста, в т.ч. 47 специалистов МОУО и ММС, 59 – руководителей ОУ Подготовка педагогов-тьюторов Содержательные и методические аспекты преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики": содержание и методика преподавания (72 часа) Подготовлено 143 тьютора Подготовка учителей Курс " Основы религиозных культур и светской этики": содержание и методика преподавания (72 часа) ( в рамках каскадной модели повышения квалификации на базовых площадках в районах) Подготовлено 1603 учителя, создан банк итоговых работ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРКСЭ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ПО ОРКСЭ ДИДАКТИКА
Организационно-педагогическое сопровождение ОРКСЭ Информация для размышления: Каждая из групп преподавателей столкнулась со специфическими проблемами (учителя начальных классов – освоение большого объема и сложного содержания, учителя истории – освоение технологии работы в младших классах, учителя в православных гимназиях – «осведомленность» учеников) и все с одной общей проблемой - низкий уровень культуры. Адресная подготовка учителей в соответствии с их актуальными потребностями проводится, но главным остается их осознанное самообразование.
Учебно-методическое обеспечение ОРКСЭ Результаты анализа обратной связи учителей и тьюторов, преподающих ОРКСЭ и прошедших ПК, а также участвовавших в научно-практических мероприятиях ГБОУ ДПО НИРО (интернет- фестиваль, семинар-конференция и т.д.) показали, что: 1. Удовлетворенность УМ обеспечением составляет 93%, при этом методические разработки уроков вызывают сомнения в качестве освоения УМК по ОРКСЭ. 2. Методические порталы ГБОУ ДПО НИРО, АПК и ППРО, МОНО РФ пополняются постоянно новыми разработками. Информация для размышления методическим службам районов: - Учителя не знают об этом или не умеют пользоваться?
Информационное обеспечение обеспечение ОРКСЭ Результаты: освещение процесса и результатов введения курса ОРКСЭ в Нижегородской области осуществлялось на плановой и регулярной основе в региональных СМИ и на телевидении; информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ на муниципальных уровнях осуществлялось в рамках районных мероприятий, встреч с родителями в местных СМИ и на телевидении. Выводы: это направление работы остается актуальным для руководителей любого уровня, поскольку позволяет управлять рисками, а не реагировать на случившееся.
Информационное обеспечение обеспечение ОРКСЭ Результаты: освещение процесса и результатов введения курса ОРКСЭ в Нижегородской области осуществлялось на плановой и регулярной основе в региональных СМИ и на телевидении; информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ на муниципальных уровнях осуществлялось в рамках районных мероприятий, встреч с родителями в местных СМИ и на телевидении. Выводы: это направление работы остается актуальным для руководителей любого уровня, поскольку позволяет управлять рисками, а не реагировать на случившееся.