Блогосфера – площадка для изучения русского? Г.Ч.Гусейнов, Факультет филологии НИУ-ВШЭ 18 сентября 2013 Ежегодный семинар по повышению квалификации учителей русских школ за рубежом, ФЦП «Русский язык» на гг., Россотрудничество г.Астана, Казахстан, сентября 2013 г.
Основные темы После роспуска СССР русский язык стал играть новую роль не только на постсоветском пространстве, но и в мире: -Русскоязычная диаспора: кому и сколько нужно преподавать? -Проблема авторитетности исторических национальных институтов языка. Учебник? Gramota.Ru? Блог Татьяны Толстой? СМИ? -Русский язык в сети: новая типология нормы. 2Мск-Астана-гчг 9/18/2013
Типология нормы Поле нормативной речевой практики – письменной и устной – сокращается. Чем шире поле ненормативных речевых практик, тем выше требования к теоретической подготовке учителя. Сокращение объема нормативных речевых практик за счет расширения социальных сетей. 9/18/20133Мск-Астана-гчг
Источники знания о языке Школа / вуз / сверстники / ТВ Электронные СМИ Социальные сети Центр тяжести письменной речевой коммуникации – за пределами места физического пребывания Соперничество виртуальной и реальной референтных групп 9/18/20134Мск-Астана-гчг
Смещение образовательной парадигмы Досетевые времена Пред- писание Прак тика Игра Сетевые времена Игра Норма Узус 9/18/2013Мск-Астана-гчг 5
Социальные сети как виртуальная площадка для изучения языка Ключевые слова: ИГРА + ГОРИЗОНТАЛЬ Учитель и ученик постоянно меняются местами 9/18/20136Мск-Астана-гчг
Социальные сети как виртуальная площадка для изучения языка Ключевые слова:ЦЕЙТНОТ Учитель постоянно повышает квалификацию на общем поле с ученикомБРАНЬ Готовься к лавине сквернословия 9/18/20137Мск-Астана-гчг
Пример: работа в «Живом Журнале» ja.livejournal.com/852.html
Спасибо за внимание! 9/18/2013Мск-Астана-гчг 9