Дорохин В. В., учитель истории и обществознания Мастер - класс
Цель уроков - систематизировать знания и создать целостную картину события; - раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; - помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению; - от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям.
- организационный момент; - вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока; - выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера; - оценка результатов урока; - подведение итогов; - задание на дом.
Дидактическая игра на уроке – это не развлечение, а особый прием вовлечения учащихся в творческую деятельность, прием стимулирования их активности. Дидактическая игра усиливает познавательно – оценочное восприятие информации, особенно на повторительно – обобщающих уроках.
1) учебный материал в основном должен быть усвоен учащимися на предыдущих уроках по той или иной теме. 2) важен эмоциональный настрой, создание непринужденной атмосферы на уроке. 3) учитель не только организует игру, но сам в ней активно участвует.
В игре участвует весь класс. Суть игры заключается в следующем: Ведущий проходит мимо участников игры и просит одного из них назвать героя, другого – дату, а третьего – событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник – дату, связанную с этим героем, а третий - соответствующее событие.
По команде учителя учащиеся записывают любой вопрос по истории. ( Например: какое событие произошло в 1812 году? Кто такой Александр Невский? Что значит Гражданская война?) Ассистенты собирают листочки, перемешивают их и раздают вновь. Учащиеся, получив листок с вопросом, пишут на другой стороне свою фамилию и ответ. Часть ответов зачитывается и анализируется учителем и школьниками.
объяснить происхождение выражения: « Гуси Рим спасли» « Перейти Рубикон» « Кричать во всю Ивановскую» «Бросить перчатку» « Иду на Вы»
На карточках записывается текст, где специально допускается несколько ошибок, неточностей. (Иногда можно просто использовать самостоятельные работы ребят, где они допустили несколько ошибок).
Центральное место в славянской избе занимал стол. Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, в которой славяне месили тесто для выпечки хлеба. У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват, ухватом ворошили горящие дрова в печи. Рядом с печью висел рукомойник – полотенце, которым вытирали руки.
Центральное место в славянской избе занимала русская печь. Около большого стола стояла печь, в которой славяне готовили еду: пекли хлеб, варили щи и кашу, сушили грибы. Около печи стояла кочерга, которой ворошили горящие дрова в печи. У печи всегда стояла деревянная лопата и ухват – приспособление для передвигания в печи горшков. Рядом с печью висел рукомойник – кувшин с водой.
Класс делится на команды. Каждая из них получает одну или несколько карточек, на которых сообщается сведения, о каком – либо известном политике начала века. Задача учащихся – назвать загаданное имя, по возможности – даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте на карточке биографические данные и т.д.
1 команда: Родился в бедной семье в грузинском городке Гори недалеко от Тбилиси. Был хитрым, жестоким и коварным человеком, никому не доверял. Был руководителем Советского государства. 2 команда: Родился в дворянской семье в городе Симбирске. Прекрасно учился и окончил гимназию с отличием. Он много читал, писал статьи и книги о революции.
И. В. Джугашвили ( Сталин) (1879 – 1953) В. И. Ульянов ( Ленин) (1870 – 1924)
Задание требует правильной расстановки событий в хронологической последовательности Например: (9 класс – раздел ВОВ) Сталинградская битва Битва на Курской дуге Прорыв блокады Ленинграда Битва за Москву
Битва за Москву – декабрь 1941 – апрель 1924 Сталинградская битва – июль 1942 – февраль 1943 Прорыв блокады Ленинграда – январь 1943 Битва на Курской дуге – июль - август 1943
I. Выступления представителей команд с сообщениями: краткая характеристика биографии Петра I. 1-е сообщение « Начало царствования Петра» 2-е сообщение « Северная война» 3-е сообщение « Реформы Петра I»
II. Творческие задания 1. Соотнесите событие и даты. Начало правления Петра I 1698 г Восстание стрельцов на западной границе России 1682 г Взятие Азова 1695 г Начало Великого посольства 1696 г Первый Азовский поход 1697 г 2. Напишите определения понятий Регулярная армия Гвардия Великое посольство
3. Вставьте в текст пропущенные имена и даты После смерти в___________ году царя_________________ новыми правителями стали малолетние________________ и ________________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры _______________. В _____________ году царевна________________ была свергнута.__________ _______________ скончался в _________________ году, и ______________ И стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием___________ стал поход в ____________ году на Азов.
3. Вставьте в текст пропущенные имена и даты После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи. В 1689 году царевна Софья была свергнута. Иван скончался в 1696 году, и Пётр стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.
Игра – уникальная форма организации уроков обобщающего повторения. Игра должна постоянно обогащать знания, способствовать всестороннему развитию детей, их способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.