Доклад на тему: Роль и потенциал молодежи в области добровольчества Научный руководитель к.э.н., профессор Весманов С.В. Преподаватель кафедры «Управление проектами» Соискатель на степень к.с.н. Львова О. А.
Тезисы 1. Молодежь – особая социально-демографическая группа, проходящая стадию социализации и обладающая инновационным потенциалом; 2. Добровольческая деятельность является одной из форм социализации молодежи; 3. Процент населения вовлеченного в добровольческую деятельность является одним из показателей зрелости гражданского общества.
Молодежь как особая социально-демографическая группа Молодежь это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей (В. Т. Лисовский). Характеристики группы: 1. Возрастные границы (от 14 до 30 лет: подростки – до 18 лет, молодежь лет, «молодые взрослые» лет); 2. Особенности социального положения; 3. Особый психологический склад. Молодежь изучается в рамках следующих наук: философия; социология молодежи; социальная психология; ювенология.
Социология молодежи 1. Комсомольские исследования молодежи (И.М. Ильинский и др) 2. Исследования В.Н. Шубкина 3. Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича 4. Школа лонгитюдных исследований (М.Х. Титма и др.) 5. Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) 6. Исследования молодежной субкультуры (Т.Б. Щепанская, Е.Л. Омельченко)
Социализация молодежи Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Наиболее известными учеными в области изучения процесса адаптации, становления и развития личности являются Ф. Гиддингс, П. Бурдье, Э. Дюркгейм, Г. Тард, К. Маркс, Т. Парсонс и отечественные социологи Г.М. Андреева и И.С. Кон Фазы социализации: 1. Первичная - социальная адаптация (приспособление индивида к социально- экономическим условиям, ролевым функциям и социальным нормам); 2. Вторичная - интериоризация (включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Молодежь находится на стадии завершения первичной социализации и в начале стадии вторичной социализации. Молодежь выступает объектом и субъектом социализации. Три основные сферы социализации: деятельность (труд), общение и самосознание. (Г.М. Андреева)
Добровольческая деятельность как форма социализации молодежи Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Добровольчество является одной из форм социализации способствует развитию у молодежи необходимых социальных качеств (Сикорская Л.Е.). Термин «добровольчество», а в современном западном понимании «волонтерство» означает вид деятельности, осуществляемой людьми на добровольной и безвозмездной основе. В научных трудах «добровольчество» рассматривается как «альтруизм» О. Конта (впервые сконструировал и ввел в научный оборот термин «альтруизм»), А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Г. Спенсера, А. Шопенгауэра, В.С. Соловьева. Современные ученые: Г.П. Бодренкова, Л.А. Кудринская, О.В. Решетников
Добровольческая деятельность и гражданское общество Некоммерческий сектор является одним из основных критериев определения зрелости гражданского общества (Г.С. Белолюбская). В Европе добровольчество давно расценивается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. В Германии, Ирландии, США и многих других развитых странах, добровольцем является каждый третий человек, что составляет 34% от всего населения.
Социологическое исследование о потенциале молодежи в области добровольчества Методы исследования: анкетирование и глубинное интервью Общее количество респондентов: 1290 человек Группы респондентов: человек – молодёжь без опыта систематической добровольческой деятельности; человек – волонтёры с опытом организованной волонтёрской деятельности; 3.40 человек – руководители/координаторы общественных организаций в г. Москве, привлекающих к своей деятельности волонтёров. Результаты исследования: 1. Сформирован портрет добровольца; 2. Определены основные направления добровольческой деятельности (ДД), в которых задействованы молодые люди или хотели бы быть задействованы; 3. Выявлены основные мотивы участия в ДД; 4. Определены проблемы с которыми сталкиваются добровольцы и руководители некоммерческих организаций и препятствия к участию в ДД; 5. Выявлен процент заинтересованных в ДД молодых людей и занимающейся ей на постоянной основе.
Перспективы развития 1. Разработка рекомендаций по вовлечению молодежи в добровольческую деятельность и реализации ее потенциала; 2. Разработка модели управления группой волонтеров; 3. Расчет трудового потенциала и экономического эффекта от добровольческой деятельности.