Номинация: «История одной профессии» « Профессия – Хореограф » Работу выполнила: Ученица 9 класса МОБУ СОШ 90 Руководитель: Учитель технологии Тлиф. М.Х.
Профессия – это деятельность человека, то с чем идет по жизни, то чем занимается, приносит пользу обществу, стране, это то что приносит человеку радость и удовлетворение от сделанной работы. Профессия должна соответствовать своим желаниям, возможностям и целям. Существует много различных профессий: творческих, политических, научных и т.д. Но сейчас я вам хочу рассказать об очень творческой профессии, о профессии хореограф.
Хореограф специалист в области хореографии и, постановщик танцев (в том числе и танцевальных композиций фигуристов и мастеров художественной гимнастики) и балетных спектаклей; балетмейстер.
«Танец это зеркало, отражающее, как невозможное становится возможным. Чтобы каждый мог прикасаться, слышать, чувствовать и переживать. Звуки нашего сердца и Души есть наш ритм, Каждое наше движение раскрывает историю человечества. Это стихия, в которой Дух Человека может познать всю высшую Свободу.»(Знаменитый британский танцовщик Акрам Хан)
Хореограф может заниматься постановкой или обучением всех существующих видам танцев, в том числе и: Бальные танцы Балет Народные танцы Современные танцы Фигурное катание или танцы на льду Театральные постановки Художественная гимнастика
Бальные танцы
Балет
Народные танцы
Современные танцы
История возникновения профессии хореограф Танец и песня это проявления народного творчества. У каждого народа есть свои национальные танцы, по которым понятна принадлежность к какому-либо государству. У простых людей после тяжёлой работы на поле было только одно развлечение водить хороводы. В поместьях богатых людей танцевали специально нанятые танцоры, чтобы скрасить скучный вечер вельможи. В XII веке вошёл в моду придворный танец, когда много пар кружили по кругу. Очень важно было двигаться красиво, так как от этого в некоторой степени зависело общественное мнение о джентльменах и леди. Поэтому перед профессиональными хореографами стояла задача научить манерам, которые должны проявляться во время танца.…
Танец древности Танец вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографиической композиции, движениях, фигурах.
Танец – один из самых древних видов искусства. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Также танцы носили анимистический характер, то есть образно и выразительно передавались повадки зверей и птиц. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев – павлина, у якутов – медведя и т.п. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Например, перед началом охоты наши предки исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы и навыки, но и укреплял уверенность в успехе. В разных культурах изначально формировались свои танцевальные традиции – структура, содержание, типология, ритмика. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца; фиксированные четкие па индонезийского; европейский танец – это сочетание движений солиста и ансамбля; в африканском танце много эротического (специфические вращательные и колебательные движения бедер); в индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Кстати, индийское танцевальное искусство самое древнее. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который танцуя создал из хаоса Вселенную.
Раннее средневековье Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе пляски. В них христианство видело форму выражения низменных сторон человеческой натуры, «бесовское наваждение». Но, несмотря на запреты, танец продолжал жить как в народе, так и в аристократических кругах; он бытовал повсюду в формах национального фольклора, проникал и в саму церковь. С XI века в храмах изображали божественные мистерии, в которые иногда входили священные пляски: плясали в честь бога, как это делали иудеи. Танцы были в обычае на религиозных праздниках в Испании и Португалии вплоть до XVII века, а в некоторых областях сохранились и до нашего времени.
Возрождение( Ренессанс) Эпоха Возрождения (Ренессанс) – характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности, что способствовало расцвету танцевального искусства и танцевальной музыки. Кардинально меняется отношение к танцу: из греховного, недостойного занятия, он превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков. Во Франции и других странах Европы черты нового танцевального искусства проявляются в конце XVI-XVII вв., тогда как в Италии расцвет начинается еще в конце XIV-начале XV веков. Поэтому в течение XV-XVI веков именно Италия была законодательницей танцевальной моды. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные представления типа интермедий с песнями и танцами. Бытовые танцы составляли основу этих роскошных зрелищ и исполнялись любителями. Однако со временем организация таких представлений обрела профессиональный характер. Этикет придворного общества был очень строгим; он регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным, и это привело к тому, что в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер.
Просвещения В 18-м веке деятельность философов-просветителей (Руссо, Вольтера, Дидро и других) многое изменила в общественной жизни, что оказало огромное влияние на искусство, в том числе и на балет. Придворному аристократическому бессодержательному балету противопоставляется новая программа, целью которой является – осмысленность, действенность, содержательность. Появились смелые новаторы, каждый из которых по-своему искал новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декораций и костюмов. Они пытались освободить балет от однообразия и штампов. Найти четко выраженную форму и превратить балет в сюжетный спектакль, подобный драматическому стремились: Джон Рич и Джон Уивер в Англии, Франц Хильфердинг в Австрии, итальянец Гаспаро Анджолини и француз Жан Жорж Новер.
Романтизм В 30-е годы 19-го столетия достигло своего расцвета новое художественное направление в искусстве романтизм. Все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием этого направления. Наиболее последовательно и полно романтическое направление в балете проявилось во Франции, где высока была техника танца, особенно женского. Ярким проявлением романтизма в балете стали спектакли «Сильфида» Филиппа Тальони и «Жизель» Жюля Перро. В романтических балетах противопоставлялись два мира - мир реальный и мир фантастический, мир мечты. Это оказывало влияние на оформление спектакля, на всю его атмосферу. Изображение фантастического мира не требовало от балетмейстера и танцовщицы частных бытовых оправданий всех движений и поз танца. Это позволило использовать всю накопившуюся к тому времени балетную технику и способствовало дальнейшему развитию классического танца.
Плюсы и минусы профессии Плюсы: 1) Развитие своих творческих, физических способностей. 2) Реализация себя 3) Поддержка себя в постоянной физической форме Минусы: 1) Работа с детьми, возможны нервные расстройства 2) Большая физическая нагрузка 3) Требуется много терпения
Современный танец (Contemporary Dance) направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографиической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Свободный пластический танец новый вид танца рождается на рубеже XIXXX веков и благодаря, прежде всего, Айседоре Дункан. Айседора выдвигает новую философскую и художественную, основанную на античном идеале гармонического развития человека, концепцию «танца будущего». Дункан стремиться сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографиического искусства.
Степ степ, или чечетка, или теп-дэнс танец, который еще называют «музыка ног». Во время танца мы отражаем мелодию, танцуя степ, мы создаем музыку. В Америке Фред Астер, Братья Николос. В России братья Гусаковы, семья Зерновых и многие другие великолепные артисты открыли для нас этот жанр. Сейчас этот танец снова в моде, и испытывает свое второе рождение. Tap drums- новое направление в стэпе, то есть соединение элементов традиционного стэпа (traditional tap) и хуфер (hoofer) на специальной деревянной подставке подобно page star dancing под собственный аккомпанемент на цифровом баяне.
Бальный танец вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении и др.). Исторический бальный танец любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия танцевальный спорт термин бальные танцы стал сводиться к достаточно узкому понятию спортивный бальный танец.
Народный (фольклорный) танец вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографиический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально- ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.
А так же: Социальный танец («Social dance») танцы массовые, общедоступные, бытовые, к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк и т. п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизационность. Социальный танец («Social dance») танцы массовые, общедоступные, бытовые, к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк и т. п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизационность. Эстрадный танец (Variety dance) хореографиическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для Э. Т. характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность По форме Э.т. танцевальная миниатюра, обычно с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность. Эстрадный танец (Variety dance) хореографиическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для Э. Т. характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность По форме Э.т. танцевальная миниатюра, обычно с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность. Джазовый танец (Jazz Dance) направление танца, зародившееся в США в конце 19 в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур Основные черты джаз танца это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи. Джазовый танец (Jazz Dance) направление танца, зародившееся в США в конце 19 в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур Основные черты джаз танца это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи. Этнохореографиия синкретический вид хореографиического творчества, базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, слова. Этнохореографиия синкретический вид хореографиического творчества, базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, слова.
Профессии в области хореографиии 1. Артист балета (The ballet dancer) творческий работник театра, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства. 2. Артист танцевального коллектива (ансамбля) творческий работник, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии (роли) в произведениях хореографиического искусства (за исключением балета). 3. Балетмейстер творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой под руководством балетмейстера-постановщика (хореографа) участвующий в работе по созданию (сочинению) новых, возобновлению ранее поставленных хореографиических произведений, и по выпуску их на сцену. 4. Хореограф (балетмейстер-постановщик) творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой осуществляющий создание (сочинение) собственных хореографиических произведений, возобновляющий ранее поставленные хореографиические произведения и осуществляющий комплекс организационных мероприятий по их выпуску на сцену. 5. Репетитор (педагог-репетитор) творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой ведущий работу по разучиванию с артистами партий в новых и ранее созданных спектаклях, репетирующий спектакли текущего репертуара. 6. Преподаватель (The teacher) работник учебного заведения, проводящий обучение студентов в разнообразных формах и формирующий у них определенные компетенции. 7. Преподаватель-тьютор -(The teacher The tutor) работник учебного заведения, педагог-профессионал, выполняющий функции помощника, консультанта, наставника, доверенного лица студента, являющийся организатором его жизнедеятельности и сопровождающим в его стремлении самостоятельно решать задачи образования. 8. Балетовед специалист в области исследования балетного искусства, историк балета, балетный критик, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере. 9. Хореолог (The choreologer) специалист в области комплексных и междисциплинарных исследований хореографиии во всей ее полноте (включая балет), арт-критик, нотатор, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере. 10. Кинезиолог врач, медицинский работник, специалист в области кинезиологии. 12. Танцевальный терапевт врач, психолог, медицинский работник, специалист в области танцевальной терапии
Конец ***