«Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» Выполнила: Казакова Е.И. воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад 1 г.о. Орехово-Зуево
Визитная карточка педагога Ф.И.О. педагога: Казакова Елена Ивановна Год рождения: Ф.И.О. педагога: Казакова Елена Ивановна Год рождения: Должность: воспитатель Должность: воспитатель Уровень образования: высшее, 2007 год, «Владимирский государственный университет» (ВлГУ) Уровень образования: высшее, 2007 год, «Владимирский государственный университет» (ВлГУ) Специальность по диплому: культурология Специальность по диплому: культурология Квалификация: культуролог Квалификация: культуролог Категория: нет Категория: нет Стаж в должности: 5 лет Стаж в должности: 5 лет Педагогический стаж: 7 лет Педагогический стаж: 7 лет Общий стаж: 7 лет Общий стаж: 7 лет
Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс. Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Актуальность использования фольклора в ДОУ. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста». Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами. Задачи: Развитие творческой индивидуальности. Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие. Эмоциональное развитие. Развитие музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей. Развитие духовной сферы. Развитие духовной сферы. Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности. Физическое развитие. Физическое развитие. Воспитание эстетических чувств. Воспитание эстетических чувств.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; колыбельные песни; потешки; потешки; прибаутки; прибаутки; заклички; заклички; приговорки; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры. народные игры.
Детский фольклор используется : в период адаптации; в период адаптации; в режимных моментах; в режимных моментах; на прогулке; на прогулке; в непосредственно в непосредственно образовательной образовательной деятельности: деятельности: в игре; в игре; в свободной деятельности. в свободной деятельности.
Использование фольклора в период адаптации. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.
Использование фольклора в режимных моментах. «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…»
Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…колобок, колобок, я тебя съем...» «…колобок, колобок, я тебя съем...» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…»
Использование фольклора в НОД. "…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»
Народные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…» «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг… Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»
Детские песенки. «Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри. И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…»
Свободная деятельность детей. «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»! «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!
Вывод 1: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Вывод 2: Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
Всем спасибо за внимание. Говорим вам – до свидания!