МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества ( учебный год) « Русский народный фольклор как средство обогащения нравственно-эстетических чувств детей дошкольного возраста» Елена Сергеевна Дьяконова, музыкальный руководитель Тел. 8-(38595) ЗАРИНСК 2013
Актуальность для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала; одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
Ценность народного искусства определяется воздействием на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, которое носит естественный, ненасильственный характер; используется в творческой деятельности в период дошкольного детства как наиболее сенситивный к восприятию народного искусства.
Цель творческой работы представить опыт использования русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.
Задачи рассмотреть фольклор как средство развития ребенка; раскрыть роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.
Фольклор как средство развития ребенка реализует важнейшие задачи общества духовное, нравственно-патриотическое возрождение; освоение культурно-исторического опыта народа. Обращение к народным традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству способствует формированию личности; развитию её творческой активности.
Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни; знакомство с устным народным творчеством формирует потребность в художественном слове; знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям; воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
При знакомстве дошкольников с русским народным творчеством использую бытовые песни и причеты; календарный фольклор; заклички и приговорки; дразнилки; прибаутки; пословицы; поддевки и остроты; русские народные игры; бытовые русские сказки.
Четыре аспекта музыкального фольклора народная песня; народная хореография; народные игры; народные музыкальные инструменты.
Народные песни хороводные игровые обрядовые частушки лирические шутливо-комические строевые
Занимаясь народной хореографией, дети овладевают элементами народной плясовой пластики ( от простого к сложному ) притопывание ногами; постукивание каблучком; похлопывание ладошками по коленочкам; повороты ладошек из стороны в сторону; пружинки; прыжки; ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»); кружение в парах «крендельком», под локоток; выполнение простого хороводного шага.
Народные игры В организации своей образовательной деятельности часто использую народные игры, которые наполняют детскую деятельность новым содержанием, вызывают у дошкольников положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использование народных музыкальных инструментов знакомит с музыкальными инструментами и их звучанием; учит узнавать и правильно называть инструменты; способствует сочетанию игры на инструментах с песней и пляской; даёт теоретические знания о составе оркестра народных инструментов; даёт представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.); предоставляет детям возможность самостоятельно импровизировать на выбранных инструментах.
Использование русского фольклора в организации моей педагогической деятельности обеспечило развитие у детей любознательности, стремления изучить традиции родной страны; дети ближе познакомились с традициями русского народа; у них развилась эстетическая восприимчивость. Сделанная мной подборка различных музыкальных игр и игр - инсценировок дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения; дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными; обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении фантазировать.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно-русского народного творчества.
Литература Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – СПб.: Детство-Пресс, Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: Детство-Пресс, Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей до-школьного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой и инновационная примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
Спасибо за внимание
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества ( учебный год) « Русский народный фольклор как средство обогащения нравственно-эстетических чувств детей дошкольного возраста» Елена Сергеевна Дьяконова, музыкальный руководитель Тел. 8-(38595) ЗАРИНСК 2013