Повторительно-обобщающий урок. Преобразования Петра I. Автор: Кивилева О.В. Автор: Кивилева О.В.
Цель урока: Рассмотреть эпохальное значение реформ Петра I. Рассмотреть эпохальное значение реформ Петра I.
Задачи: Оценить масштаб личности самого царя; Оценить масштаб личности самого царя; Обобщить представление об эпохе Петра I; Обобщить представление об эпохе Петра I; Показать взаимосвязь внешней, внутренней и культурной политики Петра I. Показать взаимосвязь внешней, внутренней и культурной политики Петра I.
План урока: I. Масштаб личности Петра I. I. Масштаб личности Петра I. II. Военные реформы. II. Военные реформы. III. Реформы государственного управления. III. Реформы государственного управления. IV. Социально-экономическая политика Петра I. IV. Социально-экономическая политика Петра I. V. Преобразования в области культуры. V. Преобразования в области культуры. VI. Значение реформ Петра I. VI. Значение реформ Петра I.
Задание на урок. Каково значение преобразований Петра I, проведенных им в первой четверти XVIII века? Каково значение преобразований Петра I, проведенных им в первой четверти XVIII века?
Личность Петра I. Какие личные качества Петра оказали влияние на его политику?
Военные реформы. Какая важнейшая задача стояла перед Россией в начале XVIII века? Какая важнейшая задача стояла перед Россией в начале XVIII века? Сколько лет длилась Северная война? Сколько лет длилась Северная война? Какие военные реформы были осуществлены Петро I? Какие военные реформы были осуществлены Петро I?
Покажите по карте какие территории отошли России по Ништадтскому мирному договору.
Реформы государственного управления. Какие новые государственные учреждения были созданы при Петре I ? Какие новые государственные учреждения были созданы при Петре I ? Объясните значение этих терминов. Объясните значение этих терминов. Можно ли утверждать, что при Петре I сформировался режим абсолютизма? Можно ли утверждать, что при Петре I сформировался режим абсолютизма?
Е. Лансере Петербург в XVIII веке. Здание двенадцати коллегий коллегий.
Социально-экономическая политика Петра I. Реализация грандиозного замысла « произведения поданного всероссийского народа » Реализация грандиозного замысла « произведения поданного всероссийского народа » Раскройте суть указа о единонаследии 1714 г. Раскройте суть указа о единонаследии 1714 г. В 1722 году Петр I ввел «Табель о рангах». Какой принцип был положен в основу этого документа? В 1722 году Петр I ввел «Табель о рангах». Какой принцип был положен в основу этого документа?
Табель о рангах Класс Гражданские чины Военные чины Морские чины Придворные чины I Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал- адмирал – II Действительный Тайный Советник Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии; Генерал от артиллерии; (в XVIII в. – Генерал- аншеф) Адмирал Обер-камергер; Обер-гофмаршал; Обер- шталмейстер; Обер- егермейстер; Обер- гофмейстер; Обер-шенк; Обер- церемониймейстер; Обер- форшнейдер (1856 г.);
III Тайный Советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал Гофмаршал; Шталмейстер; Егермейстер; Гофмейстер; IV Действительный Статский Советник Генерал-майор Контр-адмирал Камергер V Статский Советник Бригадир Капитан-командор (XVIII в.) Церемониймейстер (с 1884 г.) VI Коллежский Советник; Военный Советник Полковник Капитан 1-го ранга Камер-фурьер (до 1884 г.) VII Надворный Советник Подполковник Капитан 2-го ранга Камер-фурьер (до 1884 г.) VIII Коллежский асессор Майор (до 1884 г.) Капитан-лейтенант (до 1884 г.) – IX Титулярный советник Капитан; Ротмистр (кавалерия) Лейтенант Камер-юнкер X Коллежский секретарь Штабс-капитан; Штабс-ротмистр Мичман (с 1884 г.) – XI Корабельный секретарь––– XII Губернский секретарь Поручик Мичман (до 1884 г.) – XIII Провинциальный секретарь; Сенатский регистратор; Синодский регистратор; Подпоручик; Корнет (кавалерия) Мичман (до 1884 г.) – XIVКоллежский регистратор Прапорщик (с 1884 г. только в военное время) ––
Развитие экономики. Объясните значение слова мануфактура. Объясните значение слова мануфактура. В чем разница между приписными крестьянами и посессионными? В чем разница между приписными крестьянами и посессионными? Какие льготы представлялись для собственников мануфактур? Какие льготы представлялись для собственников мануфактур?
Преобразования в области культуры. Исправьте не менее пяти ошибок в тексте. Исправьте не менее пяти ошибок в тексте. Вернувшись из первого путешествия за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западно- европейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным разрешалось Вернувшись из первого путешествия за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западно- европейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным разрешалось бриться только после уплаты специальной пошлины. бриться только после уплаты специальной пошлины.
Соотнесите правильно Первая русская печатная газета 1717 г. Первая русская печатная газета 1717 г. Основание школы математических Основание школы математических и навигацких наук 1700 г. и навигацких наук 1700 г. Переход на новое летоисчисление 1725 г. Переход на новое летоисчисление 1725 г. Открытие Кунсткамеры 1701 г. Открытие Кунсткамеры 1701 г. Учреждение Академии Наук 1703 г. Учреждение Академии Наук 1703 г. Первый публичный театр 1718 г. Первый публичный театр 1718 г. «Юности честное зерцало» 1702 г. «Юности честное зерцало» 1702 г.
Что располагалось в здании Кунсткамеры?
Значение реформ Петра I. Пушкин о Петре I. «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль, - при стуке топора, и громе пушек». Пушкин о Петре I. «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль, - при стуке топора, и громе пушек». О мощный властелин судьбы! О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Россию поднял на дыбы?
Академик С.Ф.Платов (1926) «Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра Великого сходились в одном: его считали силой, …вождем своего народа, «властителем дум» для одних и губителем для других». «Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра Великого сходились в одном: его считали силой, …вождем своего народа, «властителем дум» для одних и губителем для других».