База реализации проекта: дети средней группы (возраст 4-5 года) Продолжительность проекта: 9 месяцев информационно-творческий, игровой ПРОЕКТ Авторы и руководители проекта: воспитатели: Волкова Л.С. Трущенко Л.П уч. год
Серьезное внимание уделяется проблеме приобщению детей к чтению художественной литературы в контексте предшкольного образования Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных задач в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствующему развитию речи и мышления. В стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к книге. Природа дает детям богатейший эмоциональный опыт, именно поэтому темой своего проекта взяли знакомство детей с произведениями о природе. В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального и художественно-речевого развития ребёнка, оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть, словесные игры, театрализация), которую мы собираемся осуществлять в ходе данного проекта Актуальность проекта:
В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. В последнее время большое значение приобрела проблема обучения собственно чтению именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети очень мало читают, предпочитая книгу просмотру телепередач, фильмов или играм в компьютерные игры. Согласно данным исследования РГБ (российская государственная библиотека) начала 90-х годов, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей, которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео. Около трети родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии.
Познакомить детей с произведениями о природе. Развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. Воспитания у детей любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия окружающего мира Совершенствование техники речи
Познакомить детей с рассказами и сказками о природе. Дать знания детям о животном мире через художественные произведения. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, учить употреблять его в собственной речи (загадки, народные высказывания, звукоподражания). С помощью произведений о природе способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду. Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненной работе. Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. Поощрять творческое проявление в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности Учить заучивать с детьми стихотворения с помощью схем Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
Анкетирование родителей; начало, отвечающее потребностям детей: обозначение проблемы, создание условий, необходимых для реализации проекта. Определение цели проекта, его мотивация Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана Совместное движение к результату: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Совместный анализ выполнения проекта: сбор и обработка методических, практических материалов, сравнение поставленных результатов с полученными данными; обобщение материалов проекта. Выпуск газеты. Представление опыта
Схема сотрудничества и взаимодействия внутри проектной деятельности
повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность. позитивное взаимодействие детей в коллективе; повышение общей культуры ребенка; раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности, развитие выразительности, эмоциональности речи детей формирование у детей интереса к художественной литературе повышенный интерес к чтению бережное отношение книге – источнику знаний; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд словотворчество детей развитие памяти