«Современная молодежь: мы ЗА безопасный Интернет» Проект классного руководителя, популяризующий роль ИКТ в сопровождении деятельности классного руководителя Проект классного руководителя, популяризующий роль ИКТ в сопровождении деятельности классного руководителя мы ЗА
Организаторы проекта Руководитель (автор) проекта классные руководители 8-11 классов Бардачева Татьяна Николаевна Тема проекта «Современная молодежь: мы ЗА безопасный Интернет» Территория МБОУ «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа» Тюльганского района Оренбургской области Целевая аудитория: Проект рассчитан на совместную деятельность учащихся 8-11 классов, классных руководителей, родителей учащихся
Актуальность проекта Нашу современную жизнь невозможно представить без Интернета и его ресурсов. Из ФГОС второго поколения следует, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Цифровые технологии позволяют безгранично использовать их в сфере развития воспитания и образования детей и подростков. Но, далеко не все пользователи Интернета могут в полной мере воспользоваться этими возможностями. Основная причина этого кроется в низком уровне цифровой компетентности молодого поколения, а также их родителей. И даже при высоком уровне интернет-активности детей и подростков, их знания и навыки безопасного использования цифровых технологий оставляют желать лучшего.
содействие развитию и воспитанию информационного общества: формирование его полноправных граждан, способных и готовых ответственно использовать ИК-технологии для решения различных жизненных задач и ситуаций. Цель проекта Задачи проекта Исследовать и изучить психологии цифрового поколения Изучить актуальные вопросы влияния современных ИК-технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения Воспитать интернет-грамотность, цифровую компетентность и культуру информационной безопасности Профилактика интернет-рисков среди пользователей интернета: детей, подростков, родителей, учителей, старшего поколения Повысить популяризацию безопасного и полезного использования Интернета среди подростков и их родителей в совместной деятельности. Создать педагогические условия, обеспечивающие информационную безопасность учащихся и их семей, использующих Интернет-ресурсы в образовательных и общеразвивающих целях
Механизм реализации проекта Реализация проекта Работа с учащимися классные часы внеурочные мероприятия уроки информатики электронный дневник информеры на сайте, стендах, классных уголках Работа с родителями родительские всеобучи, собрания индивидуальные консультации информация на сайте школы электронный дневник Технический контроль контентная фильтрация антивирусные программы Информационные ресурсы специализированные сайты в сети Интернет школьный сайт школьные информеры и классные уголки буклеты, памятки, листовки
Содержание проекта: РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ Формы работы над проектом с учащимися Виды деятельности Используемые средства ИКТ и Интернет-ресурсы Анкетирование и тестирование («Что ты знаешь об интернет - рисках?», «Интернет глазами школьника», «Моя безопасная сеть») Беседы («Осторожно! Вирусы») Ролевые игры «Сказка о безопасном интернете» Диспуты «Как Интернет влияет на жизнь» Участие в форумах, конкурсах, акциях Создание правил и регламентов работы в сети Интернет «Моя онлайн- грамотность» Приобщение к Интернет - этике Знакомство и работа с онлайн - журналом «Дети в информационном обществе» Работа онлайн- кроссвордами на тему Знакомство и использование школьной образовательной сети «Дневник.ру» Разработка анкет и опросников Систематизация результатов опроса Создание видеороликов и слайд-шоу по теме «Безопасный Интернет» Создание проектов и исследовательских работ учащихся Подборка сайтов с полезными Интернет- ресурсами Создание списка «белых сайтов» Выявление сайтов не соответствующих воспитательному и образовательному процессам Создание страницы проекта на школьном сайте (создание блога проекта) Оформление результатов деятельности на школьном сайте (блоге) Организация и оформление результатов проекта на wiki-странице Подготовка презентаций, буклетов, памяток, листовок, плакатов, постеров и т.д. Создание онлайн -словаря Сбор отзывов о проекте Пакет MSOffice (OpenOffice) Web-браузеры Среда OrenWiki Google - приложения (анкеты, тесты, библиотеки, календари и др.) Школьный сайт Конструктор блогов Конструктор альбомов и слайд-шоу Picasa Видеосервис YouTube Онлайн -журнал «Дети в информационном обществе» Российский портал «Безопасный Интернет» Единая образовательная среда преподавателей OrenWiki лавная_страниц лавная_страниц Единая образовательная сеть России «Дневник.ру»
Содержание проекта: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ Формы работы над проектом с родителями Виды деятельности Используемые средства ИКТ и Интернет-ресурсы Анкетирование и тестирование («Что Вы знаете об Интернет -рисках?», «Интернет глазами родителя», «Безопасность персональных данных») Индивидуальные беседы («Роль компьютера в жизни моего ребенка») Диспуты «Как Интернет влияет на нашу жизнь» Серия родительских собраний и всеобучей «Вместе с детьми: безопасность - ОНЛАЙН» Консультации и обучение работы с Антивирусами и Программами фильтрации Участие в форумах, конкурсах, акциях Создание правил и регламентов работы в сети Интернет для всех пользователей Приобщение к Интернет - этике Знакомство и работа с онлайн -журналом «Дети в информационном обществе» Помощь в регистрации в соц-сетях, на различных порталах Знакомство и использование школьной образовательной сети «Дневник.ру» Разработка анкет и опросников Систематизация результатов опроса Создание видеороликов и слайд-шоу по теме «Безопасный Интернет» Подборка сайтов и видеороликов с полезными Интернет-ресурсами Создание страницы проекта на школьном сайте (создание блога проекта) Оформление результатов деятельности на школьном сайте (блоге) Организация и оформление результатов проекта на wiki-странице Подготовка презентаций, буклетов, памяток, листовок, плакатов, постеров и т.д. Создание онлайн -словаря Сбор отзывов о проекте Выявление сайтов не соответствующих воспитательному и образовательному процессам Пакет MSOffice (OpenOffice) Web-браузеры Среда OrenWiki Google-приложения (анкеты, тесты, библиотеки, календари и др.) Школьный сайт Конструктор блогов Конструктор альбомов и слайд-шоу Picasa Видеосервис YouTube Онлайн -журнал «Дети в информационном обществе» Российский портал «Безопасный Интернет» Сайт антивирусной программы Касперский Обучающий сайт «Разбираем Интернет» Единая образовательная сеть России «Дневник.ру»
Содержание проекта: ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Виды деятельности Используемые средства ИКТ и Интернет-ресурсы Профилактическая проверка работы контентной фильтрации, установленной на школьных компьютерах, к которым имеют доступ учащиеся класса. Постоянное обновление имеющихся антивирусных программ, установка новых. Разъяснения и помощь в установке Программ-фильтров и антивирусов на домашних компьютерах учащихся – Интернет-фильтр «Интернет Цензор» «Киндер Гейт Родительский контроль» Интернет-фильтр Netpolice – антивирус «Лаборатория Касперского» Содержание проекта: ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Виды деятельности Используемые средства ИКТ и Интернет-ресурсы Подготовка презентаций, буклетов, памяток, листовок, плакатов, постеров (и т.д.) для размещения на школьном сайте, блоге, классных уголках, стендах, школьных информерах, для распространения между участниками проекта и другими лицами Подбор и создание видеороликов, пропагандирующих безопасный интернет Пакет MSOffice (OpenOffice) Web-браузеры Среда OrenWiki Google-приложения (анкеты, тесты, библиотеки, календари и др.) Интерактивная доска Школьный сайт Видеосервис YouTube Программа MS Windows Movie Maker Подбор Интернет-ресурсов по теме «Безопасный интернет» - информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» Линия помощи «Дети онлайн» Проект «Разбираем Интернет» информационный центр «ClubNorton» моментальной помощи при работе в интернете Центр безопасного Интернета в России фонд развития Интернет Единая образовательная сеть России «Дневник.ру»
Этапы работы над проектом Запланированные мероприятия Сроки реализации Ответственные лица за данный этап проекта 1 этап «Организационный» Проведение организационного семинара ШМО классных руководителей Анкетирование учащихся и родителей на организационном этапе проекта Анализ условий введения проекта Организация обучающих занятий для классных руководителей Коррекция воспитательных планов Создание новой структурной единицы в школьном самоуправлении «Отдел Информатизации» Подготовка презентаций, классных уголков, публикаций, разработок мероприятий, классных часов, родительских собраний. 1-3 недели II учебной четверти Руководитель ШМО Классные руководители Учитель информатики Заместитель директора по ВР Координатор Руководитель проекта 2 этап «Реализация проекта» Проведение всех запланированных и разработанных мероприятий с учащимися и их родителями. Подготовка материала для публикации на школьном сайте, блоге, Wiki-странице. Проведение текущих совещаний классных руководителей по отслеживанию промежуточных результатов реализации проекта Вторая половина II и первая половина III учебных четвертей Руководитель ШМО Классные руководители Учитель информатики Заместитель директора по ВР Координатор Руководитель проекта 3 этап «Заключительный» Сбор отзывов о проекте Анкетирование, тестирование учащихся и их родителей на заключительном этапе проекта Мониторинг результатов реализации проекта Соотнесение ожидаемых и реальных результатов Составление плана на будущее Оформление и публикация материала о проведении проекта и его результатах на школьном сайте, блоге, Wiki-странице Вторая половина III учебной четверти Классные руководители Учитель информатики Руководитель проекта Проект рассчитан на две школьных четверти (II и III учебные четверти)
Возможные риски и негативные последствия, способы их устранения (коррекции ) Возможные риски и негативные последствия, способы их устранения (коррекции ) Возможные риски Способы их устранения (коррекции) Желание ребенка получить запрещенную информацию вне дома или школы Формирование информационной культуры, создание индивидуальной рабочей среды ребенка, которые соответствует его возрасту, духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей Низкий уровень компьютерной грамотности родителей учащихся Индивидуальные и групповые консультации, обучающего характера, помощь в установке программ, регистрации на сайтах Низкая скорость интернет-соединения Подключение ОУ к высокоскоростному Интернет- соединению. Призыв родителей выбирать и обновлять скорость интернет-соединения на домашних компьютерах, для комфортной работы в сети.
Ожидаемые результаты Реализация проекта «Современная молодежь: мы ЗА безопасный интернет», системный подход в решении поставленных задач, совместная деятельность классных руководителей, учащихся и их родителей обеспечит: построение в школе и дома безопасной информационной среды для доступа и использования сети Интернет; потребность классных руководителей в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу; грамотную организацию родителями информационного пространства ребенка в семье; создание индивидуальной рабочей среды ребенка в школе и дома с учетом его интересов, возрастных особенностей и духовных потребностей, позволяющей осознать, что запрет негативной информации не должен вызывать желание «заполучения» данной информации, а формирование правильных понятий в рамках общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые результаты В соответствии с требованиями нового ФГОС реализация данного проекта позволит сформировать несколько групп УУД, на которые проектная деятельность в воспитательном процессе оказывает наибольшее влияние: исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); оценочные (анализировать и оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; преобразовывать один вид информации в другой; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, строить монологические высказывания в соответствии с правилами речевого этикета, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно оценивать свою роль в коллективном деле); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Перспективы дальнейшей работы Заключение Формирование и воспитание информационной безопасности и Web-культуры не только учащихся, а так же их семей – процесс важный и необходимый, но длительный и сложный. Интернет-пространство содержит в себе информацию позитивного и негативного характера, и их обновления происходят постоянно. Задача взрослых (классных руководителей, педагогов, родителей) – формирование интеллектуальной личности, воспитание высокого уровня нравственности ребенка. А для этого необходимо постоянно повышать уровень квалификации и знаний по вопросу информационной безопасности, изучать новинки интернета, чтобы обладать возможностью свободно ориентироваться и ориентировать детей по безопасному и адекватному поведению в сложившейся онлайн-ситуации, регулярно проводить родительские всеобучи, беседы с детьми по вопросам кибер-безопасности. Возможна организация повторного проекта с учащимися более младшего возраста, участники предыдущего проекта могут выступать в роли помощников, модераторов и организаторов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного и воспитательного процессов, значительно повышающих его качество». Мы, в свою очередь, должны создать все условия, чтобы процесс образования и воспитания был не только на высоком уровне, но и вполне безопасным.
Используемая литература и Интернет-ресурсы 1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю. Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. Монография. – М.: МГУЛ, Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М., «Радио и связь», Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград, информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» Линия помощи «Дети онлайн» Проект «Разбираем Интернет» информационный центр «ClubNorton» моментальной помощи при работе в Интернете Центр безопасного Интернета в России фонд развития Интернет 12. Рисунок (1 слайд) schastlivoj-v-dalnejshej-zhizni.htmlhttp:// schastlivoj-v-dalnejshej-zhizni.html