Проект «Красная книга – сигнал опасности». Авторы проекта воспитатели высшей квалификационной категории МБДОУ 316 : Шамшурина Светлана Николаевна, Гуц Галина Александровна.
Проект «Красная книга – сигнал опасности». Вид проекта: долгосрочный, познавательно- творческий, групповой. Срок реализации проекта: 7 месяцев (с г. по г.) Участники проекта: дети логопедической подготовительной к школе группы «Радуга», воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность Экологическое воспитание дошкольников рассматривается, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Актуальность Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых, разрушается общий для всех нас дом, безнравственны. Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и, поэтому, должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Цель проекта формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, знакомство с редкими и исчезающими видами животных и растений Красноярского края.
Задачи Развивать у детей представления о назначении Красной книги. Углублять знания детей о животном и растительном мире Красноярского края. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов животных и растений. Развивать партнерские отношения в совместной деятельности. Способствовать развитию творческого потенциала. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Основные формы организации проекта Познавательная деятельность. Открытая НОД. Экологические беседы, викторины. Поисково-исследовательская деятельность. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, книг. Игры: дидактические, словесные, творческие, подвижные. Художественно-творческая деятельность. Оснащение предметно – пространственной среды (подбор библиотеки, создание групповой Красной книги Красноярского края). Праздник птиц.
1 этап – подготовительный ( ) Погружение в проблему (показ презентации «Красная книга Красноярского края», беседа «История Красной книги», подбор библиотеки, методической литературы, открыток, DVD-дисков, наглядно-дидактических пособий.) Создание и просмотр презентаций «Арктика», «Жизнь в тундре», «Редкие и исчезающие растения Красноярского края ». Сюжетно ролевая игра «Экскурсия в зоопарк «Роев ручей». Музыкальная деятельность: записи: "Тишина леса", "Голоса птиц", "Голоса леса", «Голоса животных». Просмотр учебных мультфильмов о городах Красноярского края, мультфильмов о жизни на Севере («Сармико», «Северная сказка», «Умка», «Умка ищет друга»). Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе). Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме проекта.
2 этап – исследовательский ( – ) «Мы – исследователи» ( Какие представители животного и растительного мира занесены в Красную книгу Красноярского края. Их численность, образ жизни. Как мы можем им помочь?) «Мы – инспекторы». Разработка правил поведения в природе. «Опытническая деятельность»: «Мы – художники»:
3 этап – заключительный ( – ) Выставка детских рисунков «Их осталось мало!» ( совместное творчество родителей и детей). Праздник «Птицы – наши друзья!»(совместное мероприятие воспитателей и детей).
Ожидаемые результаты сформировать знания о Красной книге Красноярского края; пополнить знания об исчезающих животных и растениях родного края; создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с природой Красноярского края (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление групповой «Красной книги Красноярского края»); развить партнерские отношения при совместной деятельности; сформировать отношение детей к книге не только, как к развлечению, но и, как к источнику познавательных интересов; сформировать бережное отношение детей к живому миру природы; сформировать умение детей высказывать идеи и предложения; создание системы работы по ознакомлению детей с природой родного края.
Спасибо за внимание!