ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Шмакова Л.Ф, методист ЦНМО Сегодня школьные музеи все чаще и чаще становятся центрами гражданского образования. Именно в стенах школьного музея дети вплотную соприкасаются с историей родной школы, учатся любить и гордиться своей малой Родиной, уважать и понимать народные традиции и особенности своего народа. Каждый музей – это особенная страна, живущая по своим, особенным законам. Однако, есть направления работы, без которых любой музей становится лишь хранилищем экспонатов.
Поисково-исследовательская деятельность музея Исследовательская работа, как деятельностная основа образовательной среды музея. В исследовательской работе музея следует особо выделить методы социологического опроса и интервьюирование. Предмет и проблемы опроса обычно связаны с историческими эпохами и современностью. Интервьюирование знакомых, родственников, и просто интересных в познавательном плане людей характеризуется отличительными особенностями: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (ветераны труда и войны, участники локальных конфликтов, бабушки, дедушки, знакомые и т.д.); во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания, и поведении людей, в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики. Тематика интервью имеет обычно конкретную проблему, связанную с программными установками курса истории России или краеведения. При сборе материала для музея, происходит активное сотрудничество с городским краеведческим музеем, городским архивом, библиотеками. В ходе поисковой работы дети оказывают помощь престарелым и пожилым людям. Такая деятельность способствует формированию гражданских навыков: обогащению своего социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, формированию уважения мнения другого человека, открытости к диалогу, развитию критического мышления. Благодаря всему этому, понятие «Отечество» усваивается на более высоком уровне, в единстве знаний чувств и практической деятельности.
Кроме того, данная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: · исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); · менеджерских (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); · коммуникативных (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса). Таким образом, деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные в учебном процессе способности, которые способствует формированию новых компетентностей, следовательно исследовательская работа в школьном музее - это есть ни что иное как еще одна сфера их образования, в данном случае – дополнительное.
Организация в музее проектной деятельности Основа любых проектов – создаваемая в музее выставка или экспозиция, вокруг которой разворачивается разнообразная деятельность. Одновременно могут существовать несколько разнопрофильных образовательных проектов, каждый из которых реализуется на основе экскурсии (по обычной экспозиции или временной выставке); На материале одной и той же выставки, экспозиции могут применяться сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития или каждый проект адаптируется для определенной возрастной группы посетителей; Реализация в музее национально – регионального компонента : Экспозиция, фонды музея помогают учителям, воспитателям использующим краеведческий материал на уроке. С материалами школьного музея работают и учащиеся. Во время подготовки к уроку учитель еще раз просматривает, какие материалы или экспонаты использовать на уроке или провести экскурсию в музее. Учащиеся могут использовать материалы в подготовке к урокам по определенным темам курса истории, готовясь по заданию учителя к сообщениям, докладам, рефератам, при подготовке к внеклассным мероприятиям. Использование ИКТ: В работе музея могут широко использоваться современные ИКТ: работа с респондентами, обработка материалов, создание экспозиций, ведение архива, создание сайта школьного музея.
Использование массовых, групповых, индивидуальных форм работы: К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе. Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний,наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, краю, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Требования к проведению музейных занятий: каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).