Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
В пустынях хижина состроена сия, Не для затворника состроили ея: В порфире, с скипетром, с державой и короной Великий государь имел жилище в оной. Льзя ль пышный было град сим домом обещать? Никто не мог того в то время предвещать; Но то исполнилось; стал город скоро в цвете… Какой сей домик мал, так Петр велик на свете.
Домик Петра I первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня 13 (24) мая по 15 (26) мая Здесь же 16 (28) мая прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.
В 1777 году Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.
Летний дворец Петра I гг., архитекторы Д. Трезини, А.Шлютер. Одно из самых ранних дворцовых зданий Петербурга. Дворец был разделен между мужем и женой: Петр занимал первый этаж, на втором этаже находились покои Екатерины I. Убранство этих апартаментов наряднее, богаче, чем комнат первого этажа.
Первое каменное здание Санкт-Петербурга, построено в гг. для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Строительство дворца началось в мае 1710 года и к 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года. Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами.
Печи дворца несколько раз перекладывались, и форма и их вид менялись. Первоначально на одну печь уходило 350 расписных изразцов, их рисунки не повторялись.
По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.
Дата основания музея – 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя - Куншткамера, была перевезена из Москвы Петербург. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию.
Первоначально музей для посетителей был открыт в Кикиных палатах, которые находятся недалеко от Смольного собора, построенного на месте Смоляного двора, где варили смолу для нужд Адмиралтейства.
Справа - вытянутое в глубину на 383 метра здание Двенадцати Коллегий на Васильевском острове, состоящее из 12-ти идентичных трёхэтажных секций (арх. Д.Трезини, барокко, 18 век). В здании располагались высшие учреждения государства - Коллегии, с 1819 года здесь разместился Петербургский университет
Все сооружение разделено на 12 однотипных частей, выделенных выступающими вперед ризалитами. Каждая часть имела собственную высокую крышу (отсюда и название - Двенадцать коллегий). Строительство велось двадцать лет.
Во внешнем облике здания ярко выражены черты архитектуры Петровского барокко: окраска в два цвета, рустовка нижнего этажа, использование пилястр, мелкая расстекловка окон, а так же высокие крыши. В духе барокко и сложные по форме венчания ризалитов. А главное простота и рациональность во всем.
Памятник обобщенному образу студента СПбГУ ("Крылатый гений"). Скульптор М. Белов. архитектор В. Цехомский, конструктор Е. Белова. Установлен перед входом в здание Двенадцати коллегий 26 февраля 2007 г. Памятник "Универсанту" представляет собой аллегорическую бронзовую фигуру летящего крылатого Гения с факелом знаний и лавровым венком. Согласно античной мифологии Гений покровитель смелых, выдающихся, передовых и неординарных личностей.
Ки́кины пала́ты памятник архитектуры петровского барокко. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I Александра Кикина. Он был построен в годах. В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.
Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в годах были восстановлены в первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.