Приключения «Тихой жизни»
Семнадцатое столетие явило миру две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе они были наследницами великих традиций искусства Нидерландов, страны,поменявшей к этому времени свои границы. Рембрандт. Возвращение блудного сына. (Голландская школа) Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт. (Фламандская школа)
Одна из самых маленьких стран Европы сумела превратиться в могущественную и богатую державу, стала колониальной империей, первой буржуазной республикой Нового времени. Но самое главное,Нидерланды стали самой передовой и культурной страной континента.
Демократизм,оптимистический настрой, поэтизация жизненных земных ценностей сделали голландскую живопись 17 века востребованной и современниками и потомками. «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать многими произведениями живописи… Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду,» - писал известный историк того времени Ипполит Тэн. Этим объясняется изменение «жизненного пространства» для самой живописи – оно ограничилось стенами бюргерских домов. Размеры картин, как правило, стали невелики. Отсюда и термин «малые голландцы».
Особенно привлекает зрителя в голландской живописи – внимание к деталям, ощущение реальной среды, умение видеть целостный мир в самом малом и, на первый взгляд, незначительном. Наиболее ярко это проявилось в новом жанре – натюрморте. Кодовый язык компонентов композиции позволял зрителям «считывать» и морализаторские поучения, и красноречивые содержательные истории… Виллем Класс Геда
Часто художники концентрировали своё внимание на отдельных компонентах натюрморта, чем заботились о целостности впечатления. Отсюда и любовь к деталям,тщательная выписанность предметов. Амброзиус Босхарт.
«Незаконченная трапеза» - это жанровая разновидность голландского натюрморта, где за внешним лоском и красотой мог скрываться глубокий философский смысл. Лимон мог означать обманчивость внешней красоты. Виноград, хлеб, рыба – символы христианства. Расколотые орехи – символ грехопадения. Опрокинутый бокал – символ скоротечности времени. Питер Клас. Завтрак.
В Лейдене, интеллектуальном центре Голландии, зародился философский натюрморт vanitas («суета сует» или «помни о смерти»). Предметы, изображённые художниками, олицетворяли разные ипостаси земной жизни: Созерцательную (наука, литература, искусство) Чувственную (слух, обоняние,осязание, зрение, вкус) Символы времени Часто подобные работы снабжались надписями «Суета сует и всё - суета»
17 век в истории мировой культуры исследователи называют «веком натюрморта». Натюрморты создавали многие художники, замечательно проявившие себя и в других жанрах. Рембрандт Ван Рейн. Натюрморт с книгами.
Метсю. Кёйп.
Без натюрморта не обходятся картины бытового жанра… Геррит Доу. Метсю. Завтрак
Ян Вермер Делфтский. Кухарка. Около 1660 г. Вермера называют крупнейшим голландским жанристом. И это справедливо. Но все его немногочисленные дошедшие до нас работы дают возможность обозревать замечательные натюрморты.
И даже портрет… Томас де Кейсер
Натюрморты «малых голландцев» интересны современному зрителю ещё и тем, что в них царит «тихая жизнь», от них веет «запахом очага и дыма…» среди «батального полотна» истории… Пожалуй, этот миролюбивый «дух», в широком понимании, вечность непреходящих ценностей и есть главный лейтмотив творчества «малых голландцев».