Рахимова З. З. учитель истории и обществознания МОУ « Вилегодская СОШ » I квалификационной категории
Регулятивные УУД : 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения ; 2. Формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности ; 3. Развивать мотивы своей познавательной деятельности. Коммуникативные УУД : 1. Смысловое чтение текста ; 2. Умение организовывать учебное сотрудничество.
Постановка вопросов к теме урока ТЕМА : Появление неравенства и знати - Когда оно появилось ? - Почему появилось неравенство ? - Что такое - « знать »? Формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения и планирования своей деятельности.
Постановка простых и сложных вопросов к тексту : « Вопрос другу » ТЕМА : Ассирийская держава 1. В каком веке стали широко использовать железо ? 2. Какая руда встречалась в природе чаще ? 3. Что стали изготовлять из железных орудий труда ? 4. Что стали впервые использовать ассирийцы в вооружении ? Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач ; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов ; умение осуществлять сравнение по заданным критериям ; умение устанавливать причинно - следственные связи.
« Текст с историческими ошибками » В парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с историческими ошибками и задают друг другу. ТЕМА : Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 1. В Вавилоне письменные законы были написаны Тутмосом. 2. Богатые вавилоняне владели полями и садами с оливковыми пальмами. 3. Работать на хозяина должник должен был лишь 6 лет. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и структурировать знания.
« Исторический текст, с пропусками слов » Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы. ТЕМА : Афинский порт Пирей В двух военных гаванях порта Пирей находились 400 ____. На военных кораблях служили только афинские ____. Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба ______ были граждане. По закону _______ граждане должны были за свой счёт снарядить боевой корабль. 1. богатейшие 2. родителя 3. граждане 4. триер Умение ориентироваться в содержании текста и понимании его целостного смысла, устанавливать причинно - следственные связи.
Формулировать на основе текста свои доказательства. ( индивидуальная или парная работа ) Составить два суждения « Верно ли, что …» 1. Верно ли, что египтяне изображали и мужчин и женщин с одинаковым цветом кожи ? 2. Верно ли, что Спарта была военным лагерем ? Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов.
Бедняки в Вавилоне Бедняки в Аттике Различия 1. В рабство забирали на 3 года 1. В рабство забирали на всю жизнь 2. Нельзя было убивать и продавать за границу во время рабства 2. Можно было убивать и продавать за границу 3. На участок ставили долговой камень Сходства 1. Становились рабами за долги 2. Становились рабами из - за нехватки продовольствия
« Три подсказки » ( парная работа, ответы на карточках сдают учителю ) 1. Город вел войну с Персией 2. Находится в области, которая является соседней с областью Мессенией 3. Город военный – лагерь ( Спарта ) 1. Очень уважаемый человек 2. Его боялись все кроме одного 3. Он собирал налоги в Египте ( Писец )
Написание творческих заданий. Продолжить рассказ используя полученные знания на уроке Древние вавилоняне перестали приносить жертву богу Эа. И он решил наказать их … Однажды Сет решил доказать всему египетскому народу, что он самый сильный и злой бог … Умение понимать душевное состояние исторических персонажей текста. Умение моделировать, прогнозировать возможные исторические последствия какого - либо события.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ; 2. Шалашова М. М. ФГОС как инструмент модернизации системы образования ; 3. В. Ю. Саликов. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам ; 4. Г. А. Цукерман « Виды общения в обучении », М. 1993; 5. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина « Учим детей общению », М.1998; 6. Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д. Д. Данилов, С. А. Козлова, О. В. Чиндилова Как формировать универсальные учебные действия на уроках истории ? Выдержки из ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.