Реализация ФГОС средствами образовательной системы Л.В. Занкова
Целостность системы Общность цели Задачи обучения Единые дидактические и методические основы Система изучения результативности Требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса 2
Цель - развитие личности Единые дидактические и методические основы Дидактические принципы 1)обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) осознание процесса учения; 4) быстрый темп изучения материала; 5) работа над развитием каждого Типические свойства методики 1) многогранность; 2) процессуальность; 3) коллизии; 4) вариантность. Предметные методики Организационные формы Система контроля условия организации системно-деятельного подхода достижение планируемых результатов 3
Цель дидактической системы – оптимальное общее развитие каждого ребенка, которое понимается как развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений при сохранении его психического и физического здоровья. Цель ФГОС – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. 4 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ С ПОЗИЦИЙ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ ?
Требования к результатам обучающихся ЛИЧНОСТНЫМ: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся; социальные компетенции; личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫМ: освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Требования к результатам обучающихся 7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДМЕТНЫМ: освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира Требования к результатам обучающихся 8 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТ 9 ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА, «КОМПЕТЕНТНАЯ В ОБНОВЛЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ» Личностные УУД : ценностно- смысловая ориентация ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД : организация деятельности Познавательные УУД : общеучебные, в т.ч – знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы Коммуникативные УУД : речевые навыки и навыки сотрудничества Основы системы научных знаний (по предметам начальной школы) Личностные МетапредметныеПредметные Способы регулятивных, познавательных, коммуникативных действий по определению и применению способов действий с предметным содержанием (знанием) Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Ценностное отношение обучающихся к себе (как ученику), к образовательному процессу, его результатам (знаниям и способам их получения и применения в практических жизненных ситуациях), к взаимодействию с одноклассниками и с учителем и т.п.
ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ 10 СПОСОБЫДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ Системно-деятельностный подход
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ УУД) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способов действий с предметным содержанием 11 ЦЕЛЬ
- входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ в /201 2 учебном году, УМК образовательной системы Л.В. Занкова 12
Требования к содержанию Подбирая материал к уроку, необходимо осмыслить, каким потенциалом для формирования УУД и действий с предметным содержанием он обладает. Использование разностороннего материала, позволяет ученику продвигаться по пути его многогранного восприятия, видеть его с разных сторон. Теоретические знания предполагают познание взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. 13
Л.В.Занков, характеризуя общий принцип построения программ начального образования, определил его как «дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» 14
15 Интеграция содержания горизонтальная и вертикальная сочетание метапредметного и предметного уровней содержания; сочетание внутри предметного уровня (изученного, изучаемого, пропедевтика будущего программного материала); сочетание материала теоретического и практического, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности. Реализуется в многоаспектных заданиях.
16
Самостоятельное нахождение способов проверки орфограмм 2 класс Запиши эти родственные слова. Перо, пёрышко, перина, перистые. Выдели корень. Каков общий смысл слов ? Расставь ударение. Сильную позицию гласного в корне подчеркни так : =, слабую позицию подчеркни так :__. Такое обозначение применяй и в других упражнениях. Послушай, какие звуки передают буквы Е, Ё в ударных и безударных позициях. Какие слова помогают правильно выбрать букву ? Какая позиция для парных согласных слабая ? Какая сильная ? Зу б, зу бк и, зубной, зу бы. (Много) трав, травк а, трава, траву шка. Гла з, глазки, глазной, глаза. Дож д ь, дождливый, дождик, дож де вой. Поя с, поя ск и, поя сн ой, поя со к. Шка ф, шкафчик, шкафный, шкафы. Горо д, городской, загородный, города. Что надо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения звонкого парного согласного в слабой позиции ? 17
18
19
20
21 «Осознание происходит через ворота научных понятий» (Выготский Л.С) Классификация понятий: по самостоятельно выделенным основаниям; по самостоятельно выделенным основаниям, с выделением «лишнего»; по самостоятельно выделенным основаниям, с дополнением каждой группы своими примерами (понятиями); по заданным основаниям, когда несколько понятий входит в ту и другую группы; выделение и ранжирование признаков объекта по нескольким основаниям (составление таблицы)
22
Предметные результаты освоения ООП НОО. Русский язык 1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; 2. понимание обучающимися того, что язык – явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, язык межнационального общения; 3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства; 5. овладение учебными действиями с языковыми единицами 23
Стержневые линии курса «Русский язык» А.В. Поляковой систематизация сведений о языке и речи через работу со словом, предложением, текстом путем наблюдения и сравнения их признаков; организация базы для самостоятельных классификаций учебного материала; организация практики устного общения; ознакомление с изобразительно- выразительными средствами языка; формирование умений собственной письменной речи. 24
Из авторской справки к курсу «Русский язык» Н.В. Нечаевой Язык усваивается человеком не ради его самого, не ради познания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т.е. формирование навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. 25
26
27
Упражнения учебников всех ступеней рассчитаны на то, чтобы каждый ученик выполнял значительную их часть, по возможности, самостоятельно. Задача учителя – будить мысль, давать простор самостоятельным суждениям, выводам и умозаключениям детей, не сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти путем собственных усилий. 28
Технологическая схема достижения планируемых результатов выделить нужный этап/отрезок учебного процесса; спроецировать на него итоговые ожидаемые результаты; в начале изучения темы открыть их учащимся; провести диагностику готовности учащихся к освоению темы/раздела; определить педагогические задачи изучаемой темы/раздела: в целом и по отдельным блокам уроков; отобрать учебный материал; определить способы организации учебных ситуаций и определить тематику и спланировать этапы выполнения мини-проектов; спрогнозировать возможные действия учащихся; отобрать средства осуществления обратной связи. 29
30
31