Урок на тему Морфемика Цель урока: повторить изученный материал по морфемике в виде соревнования двух команд.
Эпиграф: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Ответьте на вопросы: Что изучает морфемика? Какие группы морфем вы знаете? Назовите словообразующие морфемы. Сколько формообразующих морфем в русском языке? Во всех ли словах есть формообразующая морфема?
Как найти окончание в слове? 1.Команда: территория, путешествие, читал. 2.Команда: препятствие, артиллерия, горел.
Дайте определение основы. Какие морфемы могут входить в основу? Докажите,что суффиксы и приставки являются значимыми частями слова.
Ответьте! Что называется корнем слова? Приведите примеры однокоренных слов. Можно ли назвать данные слова однокоренными? Вода,водяной,подводный,водитель, водянистый.
Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам: Корень, окончание Корень, суффикс, окончание. Приставка, корень, суффикс, окончание. Приставка,корень,суффикс. Над прудом поземка вьётся, Тени длинные легли И негреющего солнца Красный шар висит вдали.
Проверьте! Корень,окончание:прудом,тени,солнца,красный,шар,висит. Корень,суффикс,окончание:длинные,легли. Приставка,корень,суффикс,окончание:негреющего. Приставка,корень,суффикс:вдали.
Задание для капитанов. Разберите слова по составу. 1. Команда: матросский, привычка, снежок, подъезд 2. Команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
Ответьте на вопросы: Какие группы гласных встречаются в корне слова?
Какие чередующиеся гласные в корне вы знаете?
Выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.Прокомментировать. сидеть отпетреть глядеть загорать половина положение косичка коснуться отрасти росинка обегать зажигать зори зарисовать.
Проверьте! Отпетреть-отпирать Загорать-загар Положение-полагать Коснуться-касаться Отрасти-отросил Зажигать-зажечь Зори-заря
Задание для капитанов:вставить пропущенные буквы,обозначить орфограммы. р…мстительный заг…треть зар…сил р…сток сг…певший газ сл…жить разл…жить сл…гае мое об…рать
Кто быстрее? Определить,одинаковые ли корни в словах: гора – готреть, мирный – замирать? К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.
Записать однокоренные к словам: выносить (Команда 1) носик (Команда 2)
Игра «Кто больше?» Записать слова с корнями: говор- (Команда 1), вод- (Команда 2)
Пр…пятно Пр…рода Пр…спокойно Пр…шли Пр…вежливо Пр…чудливые Назовите слова,образованные приставочным способом.
Как образуются сложные слова? Выполните задание.
Задание командам: Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей Лесороб, птицефабрика (Команда 1) Вездеход, пчеловод (Команда 2)
Устный блиц- опрос(по очереди каждой команде). Специалист по разведению садов? Локомотив с паровым двигателем? Канал для выхода дыма из тробы? Русская народная игра-пляска? Лес,поваленный бурей? Огнестрельное оружие? Аппарат для помола кофе?
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Прогулка по зимнему лесу»,