Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Урок русского языка 9 классе
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания о характере смысловых отношений между частями БСП; развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; продолжать работу по подготовке к ГИА.
Задачи урока: обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении со значением перечисления; определить главное в содержании учебного материала; воспитывать творческий подход в работе с текстом.
организационный момент; повторение ранее изученного материала; проверка домашнего задания; изучение нового материала (работа с учебником); закрепление темы (работа с текстом, синтаксический и пунктуационный анализ БСП, работа по подготовке к ГИА); домашнее задание; итоги урока, рефлексия.
повторение Ответить на вопросы: 1. Какие существуют типы сложных предложений? 2. Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от других видов сложных предложений? 3. Какие знаки препинания употребляются в БСП? 4. От чего зависит выбор знаков препинания в БСП? 5. При каком значении в БСП ставится запятая или точка с запятой? 6. При каком значении в БСП ставится двоеточие? 7. При каком значении в БСП ставится тире?
Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 260) БСП, в которых ставится -запятая или точка с запятой; -двоеточие; -тире.
Изучение нового материала (п.31). Составить опорный конспект (работа в парах). Сформулировать вопросы о постановке запятой и точки с запятой в БСП.
Рассмотрим два совершенно одинаковых в лексическом плане предложения Темнеет, на поля ложится роса. Темнеет; на поля ложится роса.
Объяснение: употребление запятой делает речь живой. Смена явлений в природе, тесная связь между ними показывается с помощью перечислительной интонации. Точка с запятой свидетельствует о замедленном темпе речи, длительных паузах между предложениями, произнесение которых с большей интонационной законченностью делает менее ощутимой связь между ними.
Закрепление новой темы. Работа с текстом. Известный русский писатель И.С.Тургенев был непревзойденным мастером художественного изображения русского пейзажа средней полосы России.
(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2)Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4)Тень и тишина. (5)Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев)
Какие картины появляются в вашем воображении?
Выполни задания: Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне. Замените словосочетание ветки берез, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Среди предложений найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
Алгоритм анализа БСП: Найти грамматические основы определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП; поставить необходимый знак препинания; построить схему БСП.
Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
, ставится, если части БСП со значением перечисления тесно связаны между собой по смыслу ; ставится, если части БСП со значением перечисления более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые
Подготовка к ГИА (Часть 2 В 3, 6, 9 ) В 3 Выпишите грамматическую основу предложения. В 6 Укажите количество грамматических основ в предложении. В 9 Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
§ 31 Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя И.С.Тургенева: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (используйте в своей работе БСП).
Информационное обеспечение: Иллюстрации: poljakh-sobirajut-pshenitsu-i-rozh-iz-kotorykh-potom-pekut- khleb.html Использованная литература: Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 12-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2010 г. Г.А.Богданова Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 ГИА Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2012.