«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей 05.12.2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» учитель – логопед МОУ СОШ 2 Альваева Наталия Николаевна.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Обзорный материал по классификации видов дисграфий.
Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ» Над проблемой работала учитель – логопед МОУ СОШ 18 Матяж Валентина Ивановна.
Письменная речь Письмо Чтение 1. Формируется только в условиях целенаправленного обучения 2. Достаточный уровень сформированности всех сторон речи 3.
Учитель-Логопед МОУ ЛИЦЕЙ 23 гор. Калининграда Назарова Галина Анатольевна.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
ДИCГРАФИЯ и ДИЗОРФОГРАФИЯ Возникновение, проявление и возможные пути предупреждения.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Учитель-логопед Репетенко Е.А. Логопедическая работа по устранению нарушений письменной речи.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Транксрипт:

«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г

План работы: установка на работу; практическая работа в группах «Нарушения письменной речи»; «Виды, причины и коррекция дисграфии»; практическая работа в группах; подведение итогов семинара.

ОШИБКИ Орфографические: безударные гласные; парные согласные; непроизносимые согласные; имена собственные Логопедические: замены и смешения; пропуски букв, слогов; зеркальность; неправильное обозначение мягкости на письме

Письменная и устная речь – это две формы речевой функции Устная речь Письменная речь Звуковое оформление языка Графическое оформление языка

Процесс письма Речедвигательный анализатор Речезрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор

Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи 2. Уточнение звуков 1. Определение последовательности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений

Причины возникновения нарушений письма Патогенные факторы Органические причины Функциональные повреждения г.м. внутренние и внешние Наследственные факторы

Неречевые симптомы Речевые симптомы Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д. Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне предложения Симптомы дисграфий Ошибки на уровне слова Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.

дисграфия Недостаточность слуховых дифференцировок Неправильное произношение звуков Нарушение языкового анализа и синтеза Недоразвитие грам. строя речи Несформирован- ность зрительно- пространственных функций Артикулярно- акустическая На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая Оптическая Механизмы дисграфий Классификация дисграфий

Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве расстройств устной речи или«косноязычие в письме» механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформирован- ность фонематических представлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в заменах или отсутствии звуков в устной речи Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям в устной речи

Виды ошибок 1. Отсутствие

Виды ошибок 2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)

Виды ошибок 3. Смешения

артикуляторно- акустической дисграфии Коррекционная работа при артикуляторно- акустической дисграфии 1. Коррекция звукопроизношения 2. Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия

Рекомендации 1. Постановка звука (правильная артикуляция звука)правильная артикуляция звука 2. Развитие движений губ, языка, щек Развитие движений губ, языка, щек 3. Контроль за правильным произношением звуков. 4. Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи Закрепление произношения звуков в словах, стихах, связной речи 5. Скороговорки, чистоговорки Скороговорки, чистоговорки 6. Дифференциация звуков Дифференциация звуков

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия механизмы Неточность слуховой дифференциации звуков Неточность кинестетического анализа Неточность в выборе фонемы Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются:звонкие и глухие согл., твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, аффрикаты и их компоненты В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме (при помощи «ь» и гласных нижнего ряда

Акустическая дисграфия Первично- нарушение фонематического слуха Фонематический слух – способность к распознаванию звуков речи Диагностика: 1. Повторение слоговых цепочек 2. Отбор картинок на звук «с» 3. Слова- паронимы

Виды ошибок 1. Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)

Виды ошибок 2. Неправильное обозначение мягкости согласных

Виды ошибок 3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)

Замены и смешения букв Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш); Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е); Соноры (Л, М, Н, Р, Й); Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ); Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС, Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш); Неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»

акустической дисграфии Коррекционная работа при акустической дисграфии Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия

Рекомендации 1. Правильная артикуляция смешиваемых звуков Правильная артикуляция смешиваемых звуков 2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы Опорные схемы, знаки, цвета и символы 3. Опора на разные анализаторы 4. Дифференциация смешиваемых звуков Дифференциация смешиваемых звуков

Правильная артикуляция смешиваемых звуков План 1. Губы 2. Зубы 3. Язык 4. Голос 5. Воздушная струя сш Губы в улыбкеокруглены Язык за нижними зубами за верхними зубами («чашечка») Воздуш ная струя холодная теплая

Дифференциация смешиваемых звуков 1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков изолированно; на уровне слога; на уровне слов и словосочетаний; на уровне предложений и текстов 2. Этап дифференциации смешиваемых звуков

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искажениях структуры: слова (и слога) - пропуски согласных и гласных букв, перестановки букв, вставки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблюдение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падеж. окончаний, пред- ложных конструкций, падежа место- имений Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил., сущ.+числ.) Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.

аграмматической дисграфии Коррекционная работа при аграмматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно- пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв

оптической дисграфии Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.