Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время. Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. Так, например, при анализе текста встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа при таком толковании остался ребенком не понятым. Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.
Упражнения для занятий дома Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов. Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.
Иголка
КЛЮЧ
КАТОК КИСТЬ
+КА
Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания. Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.
Значение слова ТЕПЛОТА, 1. Нагретое, теплое состояние чего-н. Согреть теплом своего тела. От печки тянет теплом. 2. Нагретость воздуха, его температура выше нуля. На улице пять градусов тепла. 3. Теплая погода, теплое время года. 4. Ощущение теплоты, согретости тела. 5. Сердечное, доброе отношение, отрадное чувство. дружбы. Душевное тепло. 6. Тепловой удар (острое болезненное состояние, вызываемое воздействием на организм высокой температуры солнечных лучей).
Слова, которые имеют два и более значений, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ.
Укажите однозначные и многозначные слова: аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях: автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать. Определите признак, который лег в основу названий дней недели: вторник, среда, четверг, пятница. Назовите признак, который положен в основу фамилий персонажей литературных произведений: Простаков, Тугоуховский, Кабаниха, Угрюм-Бурчеев, Оболт-Оболдуев, Снегина.
Для раскрытия многозначности слов важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово. Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.
Домашнее задание
Определите, в каких значениях употреблены выделенные существительные в данных словосочетаниях. проездной билет - документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо экзаменационный билет - листок с указанием вопросов, на которые нужно ответить.
Выпишите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном. Железная решетка, железная дисциплина; глубокая река, глубокое чувство; черный день, черный карандаш; кислое яблоко, кислый вид; малиновый цвет, малиновый звон. Прямое значение Переносное значение Железная решетка железная дисциплина глубокая река глубокое чувство черный карандаш черный день кислое яблоко кислый вид малиновый цвет малиновый звон
Определите, в каких значениях употреблены глаголы. время бежит - быстро проходит бегут слезы - текут, льются
Работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о семантике и сфере употребления изучаемой лексики, способствует совершенствованию их устной и письменной речи.
Удачи вам!