Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга Пр. психолог : Левенцова К. А.
Цель: Повышение эффективности обучения и воспитания детей с неравномерным развитием головного мозга (выраженным доминированием левого либо правого полушария); Снижение уровня школьной дезадаптации таких детей, развитие психических процессов и личности ученика с учетом нейропсихологических особенностей при межполушарной асимметрии.
Это должен Знать Понимать Предвидеть Учитывать каждый участник учебно - воспитательного процесса
Основные понятия Правополушарные дети (здесь) – дети, у которых психические функции левого полушария развиты значительно слабее, чем у большинства людей. Способ мышления, деятельности, переживания эмоций которых требует индивидуального подхода при обучении и воспитании.
Профессор Н.Н. Трауготт (Россия): «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».
Профессор Т.П. Хризман (Россия): «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию»
Боб Самплс (США): «Мы обнаружили, что если реализуются функции правого полушария, то неизбежно произойдет развитие качеств, связанных с левым полушарием.
И. Соньер (Франция): «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»
Согласно теории Говарда Гарднера, существуют семь типов интеллекта, которые необходимо использовать при обучении детей: логико-математический, вербальный (языковой), музыкальный, визуально-пространственный, телесно- кинестетический, межличностный и внутриличностный. В школе, к сожалению, используется в основном логико- математический и вербальный интеллект. Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с невербальными, пространственными задачами. Поэтому важно не заставлять детей использовать языковые средства как способ мышления, необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и приложению знаний к реальным ситуациям.
Рекомендации по размещению в классе ребенка с асимметрией ГМ Классная доска Левополушарные ученики Правополушарные ученики
Учет психофизиологических возможностей учащихся Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Пространственн ая организация Рабочая полусфера - левая Рабочая полусфера - правая Цветовая организация Светлая доска - темный мел Темная доска - светлый мел Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальт (образы). Контекст. Связь информации с реальностью, прак тикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм. Технология. Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке. Неоднократное по вторение материала Формирование мотивации Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности. Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании
Организация дифференцированного подхода (начало) Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Восприятие материала Целостное. Интонационная сторона речи. Визуалы (зрительное). Кинестетики (осязательное) Дискретное (по частям). Смысловая сторона речи. Аудиалы (слуховое). Переработка информации Быстрая. Целостная, обзорная. Медленная. Последовательная Интеллект Невербальный. Интуитивный. Практический Вербальный. Логический. Теоретический
Организация дифференцированного подхода (продолжение) Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Деятельность Приверженность к практике. Чувство тела. Чувство ритма. Координация движений. Пространственная ориентация. Приверженность к теории. Чувство времени. Речь Интонация речи Синтаксис. Семантика. Смысл и структура речи. Эмоции Экстравертированность (ориентация вовне). Отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость) Интровертированность (ориентация вовнутрь). Положительные эмоции (радость, чувство наслаждения, счастья) Память Непроизвольная. Наглядно- образная. Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности) Произвольная. Знаковая. Слуховая
Организация дифференцированного подхода (продолжение) Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Мышление Наглядно – образное. Оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное (в пространстве). Инсайт (озарение) Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное (на плоскости). Хитсайт Коммуникативность Ориентация на свое тело Ориентация на социум Творчество Образы Эмоции Чувства Ритм Ноты Технология Структура Инструменты Профессии Человек человек Человек природа Человек искусство Человек машина Человек знак
Закон нейропсихологического взаимодействия учителя и ученика (Т.П. Хризман, В.Д.Еремеева) Левополушарные учителя в 82% случаев склонны лучше оценивать детей своего типа, правополушарные и правополушарные учителя в 73% случаев дают положительную оценку детям, себе подобным. Для учителя главным является его способность научить ребенка по данному принципу: «люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.
Дифференциация заданий: математика Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Синтез. Задания на время. Работа в группе. Формулировка теорем. Оперирование пространственными связями. Задания в картинках. Геометрия (пространственное мышление). Схемы, таблицы, карточки Анализ. Вневременные задания. Доказательство теорем. Оперирование знаками на плоскости. Задания в символах. Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости).
Дифференциация заданий: иностранный язык Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Интуитивный способ изучения. Освоение вокабуляра методом «островков». Образные представлений конкретные ситуации. Ролевые игры. Работа с наглядными пособиями, фильмами, карточками. Проверки на уроке. Групповые задания. Деятельность, требующая быстрой реакции. Задания на правописание. Интервью. Инсценировка. Синтез текстов и слов из предложенных частей Рационально- логический способ. Освоение вокабуляра посредством изучения слов. Усвоение правил и грамматических конструкций. Обучение других. Лингафонная система, восприятие на слух. Проверки после уроков. Индивидуальная работа. Деятельность, требующая отсроченной реакции. Задания на поиск ошибок. Многократное повторение. Сопоставление текстов. Дробление текстов и слов на части
Дифференциация заданий: естественные науки Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Мозговые штурмы. Просмотры фильмов. Предсказание результатов. Творческие задания. Выявление сходств. Сопоставление фактов. Выделение сути. Выделение важнейших моментов. Использование речевых и музыкальных ритмов. Экскурсии, походы, путешествия Аналитическая работа. Лингафонная система. Анализ результатов. Логические задания. Выявление различий. Выделение деталей. Создание категорий. Обобщение. Многократное повторение. Алгоритмы
Дифференциация заданий: словесность Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Сочинения. Составление слов и предложений из частей. Чтение-пересказ. Чтение по ролям. Задания на правописание. Нахождение взаимосвязи. Беглость устной и письменной речи. Нахождение отрывков в тексте. Экскурсии Анализ рассказа. Разбор слов и пред ложений по составу. Прослушивание тек стов. Обучение других. Задания на поиск ошибок. Применение правил. Точность употребления слов.Многократное повторение.Сопоставление текстов.Понятийное понимание слов.
Практика дифференциального подхода Учитель одной из московских школ Л.А Нотов разработал метод преподавания физики, ориентированный на активацию именно образного мышления. Вместо традиционного подхода, при котором объяснение нового материала начинают с изложения физических законов, которые затем лишь иллюстрируются опытами, Л.А. Нотов начинает с демонстрации яркого, эффектного и наглядного эксперимента и побуждает учеников отталкиваться от непосредственного чувственного восприятия в поисках физических закономерностей.
Американский нейропсихолог К. Ханнафорд: «Проверки, ориентированные на простое заучивание, провоцируют развитие мышления низкого уровня - «обучение для проверки». Следовательно, ученик недополучает практического умения мыслить на высоком уровне.
методы проверки знаний учащихся Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают правополушарным учащимся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ. решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (тесты) Дифференцированное обучение всегда предполагает использование учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.
Дифференциальный анализ ошибок Левополушарные учащиеся делают ошибки при письме в 2,5 раза чаще. Это ошибки в написании безударных гласных в корне, пропуск мягкого знака. В 12 раз чаще они путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, имена собственные пишут с маленькой буквы, ошибаются в гласных, находящихся под ударением, пропускают буквы.
Контроль итогов учебной работы Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски. Высокий самоконтроль речи. Высокий самоконтроль изложения материала Характерные ошибки Ударные гласные. Ошибки в словарных словах. Пропуски букв, описки. Имена собственные пишут с маленькой буквы Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных другими. Падежные окончания Методы проверки Устный опрос. Задания с ограниченным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)
Резюме: Традиционное образование опирается на психические функции левого полушария, предопределяя низкую результативность в обучении правополушарных детей; При планировании педагогических действий необходимо принимать во внимание врождённые особенности «правополушарников», чтобы снизить уровень психологического дискомфорта и академической неуспешности учеников; Помните: правое полушарие ГМ не только страдает проблемами с анализом информации, но также «отвечает» за пессимистические настроения личности.