Шабалина Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ ООШ с. Курчум Сунского района Кировской области Применение знаково- символических действий на уроках русского языка Опыт формирования умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и образовательных задач
2. Глагол учжитися не случайно имеет в русском языке значение «учжить себя». 1. Обилие теоретического материала. 3. Работа в технологии РКМ
Л.С.Выготский считал, что овладение новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития. Модель –максимально обобщенная универсальная «иллюстрация» научного понятия. Средство изучения. Схема - «иллюстрация» конкретного случая. Средство наглядности.
ВВ Уверенность... Чувства Моделирование темы «Вводные слова»
Моделирование по теме «Словообразование.» Схема опора модель
Схемы, по утверждению психолога Л. А. Венгера, эффективно помогают трансформировать наглядно- образное мышление в наглядно-схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления
Спряжение глагола I II -есть -оть -ать -ять -путь Исключения: бржить, стелжить -жить держать, слышать, дышать, гнать Терпесть, вертесть, обидесть, зависесть, ненавидесть, видесть, смотресть Исключения
1. Активизация всех видов памяти. 2. Использование на всех этапах обучения. 3. Применение при контроле.
Функциональные стили речи
Фонетика
всегда звонкие глухие (сонорные) ф, х, ц, ч й, л, м, н, р, Звонкие Глухие ЗВУКИ Твердые Мягкие всегда Твердые мягкие ж, ш, ц й, ч, щ
Фонетика Е,Ё,Ю,Я два звука Начало слова После гласного После Ь или Ъ
[Щ] со, сч,зщ Фонетика. Орфоэпия. [Ш] сш,зш [Ж] сж, зж [Ц] тс, дс, тис, тц, тц
Кластер местоимение личныевозвратноепритяжательныеотносительныевопросительныеопределительныеуказательныенеопределенныеотрицательные
местоимение пред- мет количество признак падеж число род падеж число падеж Кластер
Корни с чередованием
ЧИК Д Т З С Ж
Творческая природа языка тесно взаимодействует с творческой природой ученика
М. Р. Львов предложил шесть действий, которые должен осуществжить школьник: увидесть орфограмму в слове; определжить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнжить правило; определжить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определжить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составжить алгоритм решения задачи; решжить задачу, то есть выполнжить последовательные действия по алгоритму; написать слово в соответствии с решением задачи и осуществжить самопроверку.
Таблица – это определенная группировка, систематизация материала, а не просто зрительное предъявление его 1-е скл.2-е скл.3-е скл. Р. п.И-И Д. п.Е-И П. п.ЕЕИ Алгоритм -склонение, падеж, окончание
Способность обучающихся правильно читать схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами. Подкрепите примерами каждое положение схемы. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уместь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответжить на этот вопрос схема? Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
Результаты Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету. Во-вторых, повышается творческий потенциал учащихся, развиваются метапредметные умения.
Благодарю за внимание!