Буквы гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 105. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева Нина Александровна
Вспоминаем то, что знаем. Сравните причастия, записанные в 1-м и 2-м столбиках. летящей свистящей горящей мыслящей любящей строящей Какие это причастия? В чём отличие между ними? Какие задачи будем решать на уроке? Учиться писать буквы гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Ударный, безударный суффикс В каком случае мы сталкиваемся с орфографической проблемой? Почему? Можно выбрать разные буквы – я, и, ю
Вспоминаем то, что знаем Вспомните, как образуются действительные причастия настоящего времени. спряжение суффиксы От глаголов I спряжения От глаголов II спряжения Дополните таблицу. спряжение суффиксы От глаголов I спряжения -ущ-(-ющ-) От глаголов II спряжения-ащ-(-ящ-)
Спряжение глагола необходимо определять только в случае безударного положения гласного в суффиксе. Всегда ли необходимо определять спряжение глагола?
Дополните текст необходимой информацией. Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ-) и -ащ-(-ящ-) обозначаются: 1)буквами __ или __, если причастие образовано от глагола ___спряжения; 2)буквами __ или __, если причастие образовано от глагола ___спряжения. Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ-) и -ащ- (-ящ-) обозначаются: 1) буквами у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буквами а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения. Проверьте себя
Представьте правило в виде схемы. …Щ У (Ю) Щ – I спр. А (Я) Щ – II спр. Проверьте себя
Исключение: брезжущей (от глагола брезжить – разноспряг.) Запомни! БРЕЗЖИТЬ (-жу, -лишь, 1-е и 2-е л. не употр.). Рассветать; слабо светиться. Брезжит заря. Брезжущей свет.
Рефлексия Запишите причастия, вставляя пропущенные буквы. Та…щей снег, завис…щей от обстоятельств, клей…щей карандаш, реша…щей задачу. Проверьте себя Тающей снег, зависящей от обстоятельств, клейящей карандаш, решающей задачу.