Педагог –психолог МОУ «Детский дом» КМР Мехоношина Елена Сергеевна
Библио терапия Арттерапия Гештальттерапия Психо драма Метод свободных словесных ассоциаций Лого терапия Музыкотерапия Игротерапия
Песочная терапия один из психотерапевтических, психо - коррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру.
Карл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung (26 июля 1875, Кесвиль 6 июня 1961, Кюснахт) швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму». Основополагающая идея песочной терапии:
Цель терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем: - различные формы нарушений поведения - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками - психосоматические заболевания - повышенная тревожность, страхи - сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа) - неврозы
Для психологических игр с песком используется деревянный ящик размером 50×70×8. Такой размер соответствует оптимальному зрительному полю восприятия, что позволяет охватить его взглядом целиком. Ящики должны быть именно деревянными, ибо это прекрасный природный материал. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий цвет. Ящик наполовину (или чуть меньше) засыпают просеянным, промытым песком. Уровень песка задает «линию горизонта». Дно ящика обозначает воду, борта над линией песка символизируют небо.
Виды предметов, применяемых в песочной терапии: - образы людей – фигурки различного пола и возраста (семья, представители профессий, национальностей, вымышленные персонажи); - животные – дикая и домашняя фауна, а также сказочные и доисторические звери; - всевозможные птицы и насекомые; - представители водной стихии – рыбы, морские млекопитающие и пр.; - различные растения – от деревьев до цветов (можно использовать живые растения для более реалистичной передачи чувств); - небесные явления – луна, солнце, радуга, звезды и пр.; - дома, предметы интерьера, кухонная утварь и продукты питания; - различный транспорт – как наземный, так и подземный, воздушный и водный; - предметы городской жизни – заборы, мосты, памятники и пр.; - природная среда: камни, солома, желуди, шишки и пр.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: Хаос Борьба Разрешение конфликта
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми с ЗПР. нарушение самоконтроля во всех видах деятельности эмоциональная не устойчивость фамильярность по отношению к взрослому агрессивность поведения трудности приспособления к детскому коллективу частая смена настроения чувство страха,
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.
То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога это "активное присутствие", а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
Песочная терапия уникальная психотерапевтическая техника, с помощью которой, ребенок: Освободится от эмоционального напряжения, депрессии, боли, груза обид; Сможет самостоятельно найти выход, сделать выбор, увидеть новое решение; Выразит переживания, которые трудно сформулировать словами; Откроет внутренние резервы для разрешения трудностей; Научится пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов; Сможет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне; Изменит отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно. К.Г.Юнг