Старший воспитатель МБДОУ детский сад 65 Дворядкина Н.В.
«От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде». С. Л. Новоселова
ценностная ориентация в окружающем мире; к природе, личностное развитие ребенка; позитивное отношение к рукотворному миру, к себе к окружающим людям.
Экологическое образование должно реализовываться через разные виды деятельности ребенка: 1.экспериментирование, 2.наблюдение, 3.труд, 4.игра, 5. музыкальная деятельность, 6. изобразительная деятельность, 7. физическая деятельность.
это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды эко логических знаний среди взрослых.
познавательному развитию ребенка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств ребенка; формированию экологически грамотного поведения; экологизации различных видов деятельности ребенка.
Функциональные зоны Зонаобучения Зона коллекций Зона релаксации Зона библиотеки Экологические выставки экспозиции
групповой уголок природы; экологическая комната; лаборатория; музей; огород, сад; экологическая тропа; альпийская горка; зимний сад; маршруты в природу; уголок нетронутой природы; наличие пособий, игрушек, наглядного материала.
его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. длительные наблюдения за растениями длительные наблюдения за растениями уход за растениями уход за растениями общение с растениями, общение с растениями, выращивание растений выращивание растений
создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.
используют в целях экологического воспитания: посещение музеев (краеведческих, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях
используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.
Специально оборудованный маршрут на природе. Специфика тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создается специально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.
Богатое разнообразие растительного мира на территории МБДОУ дало возможность созданию экологической тропы. Создана карта - схема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными условными обозначениями. Разработаны маршруты экологической тропы и оформлена папка «Экологическая тропа МБДОУ 65»: «Лесные тайнички» - знакомство с деревьями: осиной, тополем, рябиной, черемухой. «Кустология» - знакомство с кустарниками: боярышник, сирень, жимолость, шиповник, черная смородина, малина, спирея. «Сигналы Флорины» - исчезающие и охраняемые растения Мурманской области. «Целебная полянка» - растения «зеленой аптеки». «Цветочный хоровод» - цветущие травы и цветы. «Бюро добрых услуг» - оказание помощи деревьям, кустарникам, правила поведения в природе. «Огород, забот полон рот» - выращивание овощных и ягодных культур.
оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственность за живых существ.
традиционно выполняет оздоровительную и релаксационную функцию. Здесь же осуществляются уход за растениями, наблюдение за их развитием, изучение их особенностей и приспособленности к определенным условиям среды, т. е. познавательная деятельность, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни, ответственность за жизнь других существ.
В тех случаях, когда экологическую тропу в детском саду оборудовать невозможно, но рядом имеются естественные природные угодья, целесообразно разработать маршруты прогулок и походов с детьми в природу.
небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми.
Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду.
Перспективное планирование Иллюстративный, раздаточный материал Игры и занимательный материал Подборка фото и видеоматериалов о природе родного края Сопроводительные материалы Коллекция, иллюстрирующая совместную деятельность
Книги необходимы разные: справочные, методические, детские.
В младшем возрасте широко используются панно на различные темы.
Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
В экологическом воспитании детей очень важно проведение природоохранных акций.
Эффективным средством взаимодействия детского сада и семьи по экологическому развитию дошкольников является совместная деятельность родителей и детей, которая обеспечивает формирование сознательной экологической компетентности всех ее участников. Родители принимают активное участие в выставках: «Осеннее ассорти», «Зимняя сказка», «Остановись мгновенье! Ты прекрасно».
Создание соответствующей образовательной среды - важнейшее условие эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы. учитывать общепедагогические основы системного проектирования образовательной среды ( через проектирование созданного пространственно-предметного, меж дидактического компонентов ) учитывать общепедагогические основы системного проектирования образовательной среды ( через проектирование созданного пространственно-предметного, меж дидактического компонентов ) ориентироваться на обеспечение реализации специфических целей эколого-просветительской деятельности (специфика содержания, принципов и методов эколого- образовательного процесса) ориентироваться на обеспечение реализации специфических целей эколого-просветительской деятельности (специфика содержания, принципов и методов эколого- образовательного процесса)