Песочная терапия – нетрадиционная форма взаимодействия с семьями воспитанников Сальникова Надежда Александровна – учитель – дефектолог высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР - Детский сад 161 г. Пермь
Немного из истории Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930 г Сегодня песочницу активно используют в гештальт – терапии, когнитивно – поведенческой и семейной терапии и в арт – терапии В 90-х годах прошлого столетия песочная терапия «стала набирать обороты» Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка К.Д.Ушинский
Что можно достичь, играя с песком Игра с песком - это способ развития и самотерапии ребенка с давних времен Ребенок освобождается от напряжения Действие с песком позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, бессознательные ощущения; знания выводятся на сознательный уровень Налаживается отношение с окружающим миром
Почему мы взяли пескотерапию? - Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервно – психической деятельности ребенка - Песок заземляет отрицательную энергию - Усиливается желание ребенка узнавать, экспериментировать - Развивается тактильная чувствительность - основа развития ручного интеллекта - Интенсивно развиваются все познавательные функции - Способствует развитию игры
Цель Дать представление родителям о нетрадиционных возможностях регуляции эмоционального состояния, нервно – психических процессов и способах самовыражения, развития детей
Задачи Создать условия в группе для использования песочной терапии Способствовать развитию у родителей практических навыков взаимодействия с детьми в нетрадиционных условиях - в играх с песком Развивать у детей сенсорно – перцептивные и исследовательские способности, познавательный интерес и активность познания окружающего предметного и природного мира Учить детей способам взаимодействия в совместной предметно – практической и игровой деятельности с другими детьми и взрослыми, отражать в речи свои собственные впечатления, представления, события жизни
Содержание деятельности Подготовительный этап Самообразование педагогов, разработка перспективных планов Оформление уголка Пустыни Приобретение емкостей для песка и воды Подбор и изготовление мелких игрушек Определение места и времени игр с песком в режиме дня Составление картотеки Игры с песком
Обучение играм с песком детей.
Игры детей
Играем и расслабляемся
Взаимодействие с семьей
Играют взрослые
Наши достижения Доступность, универсальность, многофункциональность Дети с удовольствием играют с песком Снимается напряжение у самых гиперактивных и агрессивных детей Дети чувствуют себя маленькими исследователями, успешными, что поднимает их самооценку Родители проявляют интерес и желание действовать. Позитивный настрой родителей на всех мероприятиях, увидели роль игр с песком в развитии ребенка в области познания и расслабления Посещаемость мероприятий родителями около 80%
Сомнения Все сомнения идут от образа нашего мышления, нашего жизненного опыта Дома создали условия около 20% (причина – лишние неудобства). По этой же причине в группах детского сада мы видим песочницы очень редко, чаще используется более удобный природный материал: фасоль, горох, чечевица
Перспективы Использовать игры с песком в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и пропагандировать среди родителей Использовать данную возможность в организации работы с неорганизованными детьми для установления контакта, расслабления
Спасибо за внимание! Успехов в работе!