Развитие речи младших дошкольников посредством развития мелкой моторики Творческий отчет по теме самообразования Богдановой Ирины Николаевны воспитателя младшей разновозрастной группы МБДОУ «Токтайбелякский детский сад 7 «Березка»
Ребенок – это солнышко, Ребенок – это ветер, Ребенок – это главное, Что есть у нас на свете!
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский М.М.Кольцова Л.В.Фомина Н.М.Аскарина М.А.Поваляева
Цель: Создать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. * формировать навыки самообслуживания Задачи: *развивать общую моторику рук; *развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр; *стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей; *формировать навыки предметной деятельности детей; * формировать навыки самообслуживания
Предполагаемый результат *повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников младшей разновозрастной группы « Солнышко » ; *формирование и становление речевых навыков у воспитанников; *интеллектуальное и умственное развитие детей; *пополнение предметно-развивающей среды; *обогащение родительского опыта в воспитании детей; *создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
Предметно – развивающая среда группы по развитию моторики: Практическая литература Картотека логоритмических упражнений Дидактические игры и пособия Сухой бассейн Центр песка и воды Наборы предметов для проведения самомассажа Цветные клубочки Счетные палочки Картотека схем для выкладывания узоров Пальчиковый театр
Система работы: 1 – массажные упражнения 2 – пальчиковые игры 3 – Логоритмические упражнения 4 – артикуляционная гимнастика 5 – Игры с различными предметами и материалами
Рекомендации к проведению игр и упражнений: - Ежедневно в течение 2-3 минут 2-3 раза. - Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев (дети разогревают ладони легкими поглаживаниями, массажем). -Начинать с показа. Если возникают затруднения, надо взять руку ребенка в свою и выполнять вместе. - Не принуждать и не настаивать на запоминании текста, достаточно того, чтобы ребенок повторял за взрослым движения. - При выполнении логоритмических упражнений не надо специально разучивать стихотворный материал, он непроизвольно запоминается одновременно с движениями. - Проводить эмоционально, активно, обязательно хвалить малыша за успехи. - Артикуляционную гимнастику проводить ежедневно в течение 2-3 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики: 1.Традиционные: Самомассаж Игры с речевым сопровождением Гимнастика без речевого сопровождения Графические упражнения Предметная деятельность Дидактические игры Игровые пособия Пальчиковый театр 2. Нетрадиционные: Самомассаж с помощью различных материалов Игры с помощью природного, хозяйственно – бытового материала
Работа с родителями: Собрание «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника» (сентябрь 2010) Семинар – практикум «Играем пальчиками» (ноябрь 2010) Консультация «Почему ребенок молчит» (февраль 2012) Консультация «Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков» (октябрь 2013) Наглядная агитация «23 самых простых способа развития мелкой моторики ребенка дома» (декабрь 2013)
Распространение педагогического опыта: Выступление на педагогическом совете «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» (декабрь 2011) Консультация для педагогов «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр» (декабрь 2011) Консультация для педагогов «Готовим руку к письму (Игры со счетными палочками)» (февраль 2012) Выступление на методическом объединении «Развитие артикуляционного аппарата» (декабрь 2012) Консультация для воспитателей «Гимнастика массажными мячиками су- джок» (октябрь 2013) * Выступление на РМО воспитателей ДОУ «Влияние действий рук на развитие ребенка» (декабрь 2010) *Выступление на РМО руководителей ДОУ «Развитие речи младших дошкольников посредством мелкой моторики» (декабрь 2010)
Мониторинг «Обследование динамики развития координации движений и мелкой моторики детей младшей разновозрастной группы» Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников (2 – 4) лет для дальнейшей коррекции деятельности
Сент 11 май.12 май.13 Высокий 0% 86% Средний 40%100%14% Низкий 60%0% Динамика развития моторики:
Уровень развития мелкой моторики в диаграмме
Уровень развития речи
Спасибо за внимание!