Подготовка к ЕГЭ по истории Самойлова Е.В., доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО ИРООО 1
По сравнению с 2013 г., структура и содержание экзаменационной работы 2014 г. не претерпели существенных количественных и качественных изменений. NB!!! Главным направлением совершенствования КИМ по истории является усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. 2
Обратимся к результатам выполнения заданий ЕГЭ по частям экзаменационной работы. Часть А наибольшую сложность вызвали задания: А7 (знание фактов, период XVIII – середина XIX в.) А8 (установление причинно-следственных связей, период XVIII – середина XIX в.). А19 (установление причинно-следственных связей, период гг.), А21 (знание основных фактов, процессов, явлений, период гг.), 3
Средний уровень результативности показан при выполнении заданий: знание дат, знание фактов, умение извлекать информацию из источников, знание понятий, соотнесение единичных факторов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений Результаты выше среднего показаны при выполнении заданий: знание понятий, знание причин и следствий, знание фактов, соотнесение единичных факторов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений, умение извлекать информацию из источников) Наиболее успешно выполнены задания: соотнесение единичных факторов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений, XIX век; знание дат, XX век; умение извлекать информацию из источника, XX век. 4
Часть В наибольшую сложность вызвали задания: В1 (сквозное задание на умение выстраивать события российской истории в хронологической последовательности), В5 (определение термина по нескольким признакам). В9 (задание на работу с исторической картой, низкая решаемость которого демонстрирует незнание выпускниками исторической географии) В12 (задание на анализ иллюстративного материала), Ниже приводится пример задания В1 из варианта, вызвавшего наибольшие затруднения у выпускников: В1. Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание Черноморского флота; 2) введение всеобщей воинской повинности; 3) введение золотого стандарта рубля; 4) ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ; 5) учреждение Сената. 5
Наиболее успешно выпускниками выполнены задания: умение извлекать информацию из источников; установление соответствия, умение извлекать информацию из источника. Сравнительно невысокий уровень показан при выполнении заданий: установление последовательности событий, установление соответствия, систематизация фактов, понятий; установление последовательности событий; систематизация фактов, понятий; установление соответствия. Самым трудным для выполнения оказалось задание - систематизация фактов и понятий 6
Часть С. Наибольший процент нулевых баллов выпускники получили за задания: С1 (атрибуция исторического источника), С3 (оценка сведений исторического источника при использовании принципов структурно-функционального, хронологического и пространственного анализа), С5 (использование исторических сведений для аргументации дискуссионных проблем российской истории). NB!!! Серьезные затруднения объяснимы, поскольку Часть С включает в себя задания высокого уровня сложности, которые носят комплексный характер и предполагают следующие основные виды деятельности: 1) работа с историческими источниками, их атрибуция и анализ; 2) анализ исторической проблемы или ситуации; 3) сопоставление исторических версий и оценок; 4) характеристика деятельности исторической личности. 7
Анализ развернутых ответов … При выполнении задания С3 выпускники испытывают серьезные сложности при выделении главного в тексте, зачастую механически выписывая цитаты из источника. При выполнении задания С4 очевидно, что учащиеся в целом владеют фактическим материалом (запомнили/заучили его), но, как правило, не умеют четко выделять существенные признаки исторических событий и явлений, ограничиваясь неупорядоченным изложением заученного. При выполнении задания С5 учащиеся зачастую не могут сформулировать аргументы, обосновывающие дискуссионную точку зрения, при этом нередко приводят взаимоисключающие или повторяющиеся суждения либо подменяют фактическую аргументацию оценочными суждениями. 8
При выполнении задания С6. выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С6 оценивается по системе критериев 1) указать время его жизни, 2) охарактеризовать направления деятельности 3) перечислить основные результаты деятельности. Ответ выпускник может изложить в свободной форме – сочинения-эссе, тезисов, развернутого рассказа. NB!!! 1) определение времени жизни исторического деятеля – справились 2) Определение направлений его деятельности – вызвало трудности (замена характеристики направлений перечислением дат и событий жизни исторического персонажа) 3) Выделение результатов деятельности – вызвало трудности (не понимание отличий «результатов» от «направлений»; не соотнесение между собой конкретного направления деятельности и его результат 9
Методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ 1) разумное применение заданий по типу частей А; В и С (связь между изучаемым на уроках историческим материалом и формированием умений и навыков по его активному практическому применению) 2) развитие навыков аналитического чтения исторических документов, научных текстов доступного для учащихся уровня; 3) при повторении материала уроков можно использовать задания по отработке умений учащихся анализировать и объяснять исторический материал: соотносить единичные факты и общие явления; указывать характерные признаки событий и явлений; группировать понятия и факты по указанному признаку (составление простых и сложных планов, периодизаций, хронологических и систематических таблиц и т.д.); 10
4) при повторении хронологического материала целесообразно применять задания на группировку дат и событий по отдельным векам и периодам российской истории, и особенно по отдельным содержательным линиям курса; задания на установление хронологической связи различных событий и явлений между собой (предшествующие, последующие, одновременные события); 5) уделить внимание систематизации понятийно- терминологического аппарата по социально-экономической истории и культуре России; 6) при изучении ключевых событий и явлений российской истории следует не ограничиваться одной точкой зрения, а приводить несколько альтернативных, с обязательной аргументацией каждой из них. 7) желательно предлагать задания, содержащие материал по историческим деятелям не только российской, но и всеобщей истории. 11
При отработке отдельных видов заданий части С необходимо учитывать следующее: 1)Задания типа С1-С3 - особое внимание уделить формированию умения комментировать идеи, положения документов своими словами, опираясь на контекстные знания курса истории; 2)Задания типа С2-С3 – рекомендовать самостоятельно формулировать ответы на вопросы, отказавшись от механического цитирования источника; 2) Задания С5 - нужно нацелить учащихся на строгую непротиворечивую связь приводимых фактов (аргументов) с анализируемой им точкой зрения; 3) Задания С4 и С6 - обратить внимание учеников на логические связи между вопросами задания (причины – события – требования; черты – итоги; задачи – итоги; направления – результаты; характерные признаки – примеры); NB !!! При построении ответа на задания части С целесообразно разбить его на логические части в строгом соответствии с вопросами задания, и следить за тем, чтобы в ответе последовательно присутствовали четко сформулированные ответы на все вопросы. 12
Критерий К1. «Время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века)» По данному критерию возможны несколько вариантов ответа; указание точных дат (это не требуется при выполнении задания) указаны половина или часть века (сер. XIX в., в нач. XX в., нач. XX – сер. XX в.) ИЛИ же при правильном указании времени жизни факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании той эпохи, в которую жил исторический деятель 13
Критерий К 2. «Характеристика направлений деятельности» Деятельность - ??? Цель + мероприятия + средства = Результат Направления деятельности 14
Определить направления деятельности можно, исходя из след. оснований: основные сферы активности исторического деятеля, например: внутренняя и внешняя политика; экономические, социальные реформы, культурная политика. цели, поставленные перед собой историческим деятелем: борьба с революционными выступлениями, развитие армии и флота, укрепление государственного аппарата, борьба за освобождение и т.д. Каждое из указанных направлений нужно охарактеризовать ??? что означает перечислить факты, события, действия исторической личности в рамках этого направления. 15
Критерий КЗ. «Указание результатов деятельности» Результаты деятельности должны быть представлены в соответствии с теми направлениями, которые были охарактеризованы и не могут быть заменены оценками деятельности. Как один из вариантов допускается представление результатов не отдельным блоком в работе, а после характеристики каждого из направлений. В этом случае при характеристике направления могут быть выделены цель, мероприятия, итоги. 16
1. Примерный алгоритм написания сочинения по критериям задания С6: Алгоритм характеристики правителя Время жизни Титул, положение Основные направления деятельности а)внутренняя политика б)внешняя политика ИЛИ в экономической сфере (цель, мероприятие, результат) в социальной сфере в политической сфере в культуре Результаты деятельности чего добился как оценивают (наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по достоинству); позиции современников, потомков, ученых 17
Алгоритм характеристики деятеля культуры Время жизни Особенности эпохи идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве отражение общественных проблем в произведениях Творческие достижения и влияние на современников Место в российской культуре 18
Алгоритм характеристики государственного деятеля Время жизни Звание, чин, сфера деятельности Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество) Результаты (завершенность реформ или неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков 19
Алгоритм характеристики военачальника Время жизни Звание Военные кампании, в которых участвовал Заслуги в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций) в чем заключается новизна применяемой тактики деятельность, направленная на укрепление армии, флота Результаты и значение деятельности 20