Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента
Содержание воспитания: - Научные факты, понятия, представления о природе, обществе, человеке; - знания, которые базируются на общественном опыте, ценностях, нормах, идеалах; - положительные привычки поведения.
1. Умственное воспитание Развитие интеллектуальной культуры личности, ее познавательных мотивов, умственных сил, мышления.
Включает комплекс общеучебных умений и навыков: чтение, письмо, счет, умение излагать мысли, пользоваться языковыми средствами; специальные умения: чтение простых схем, карт (исторических, географических); навыки самостоятельной учебной работы, коррекция основных мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
2. Формирование мировоззрения школьников Мировоззрение – часть направленности личности. Является результатом воспитания (взгляды и убеждения). Обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением главных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями. Формируется в общении, в собственной деятельности, учеников: учебной, трудовой, общественной.
3. Нравственное воспитание Основные понятия: мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Структура нравственности личности составляют знания, чувства, отношения, поведение.
Стадии нравственного развития личности (по С.Колбергу) Доморальный уровень: ребенок исполняет требования из страха наказания. Конвенциональный уровень: соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения. Автономный уровень: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить и поступать нужно в соответствии с нормами.Он своей свободной волей выбирает добро.
Содержание нравственного воспитания Определяется общими целями воспитания, морально –ценностными концепциями общества: ПРИМЕРЫ: коммунистическая, христианская, индивидуалистическая. В современной России сложилась тенденция к освобождению от идейно-политического аспекта и усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.
Методы нравственного воспитания - Обсуждение нравственных проблем. - Создание воспитывающих ситуаций. - Ролевые игры. - Тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. - Поручение, требование, наказание, поощрение, индивидуальная беседа. - Специальные уроки, этические беседы, тематические вечера, встречи, обсуждение подходящих сюжетов из фильмов, художественной литературы, из жизни.
4. Трудовое воспитание Процесс вовлечение учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия, других качеств работника; развитие нравственной и эстетической основы труда; осуществление профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки.
Задачи трудового воспитания: Формирование знаний о технике, экономико- социальных проблемах. Выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками. Развитие способностей, интересов, воли, готовности трудиться. Развитие необходимых качеств личности для трудовой деятельности. Подготовка к выбору профессии.
5. Эстетическое воспитание Процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и творческих способностей. Цель – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
6. Физическое воспитание Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья образа жизни. Физическая культура – часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, занятие спортом, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Задачи физвоспитания: Развитие основных двигательных умений и навыков. Обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. Формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни. Формирование знаний и навыков в области здоровья, гигиены, правильного питания.
Формирование здорового образа жизни Его суть не должна сводиться к «-анти», то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой и счастливой жизни. Главными методами здесь должны быть убеждение, разнообразная интересная деятельность.