1 Опыт работы Опыт работы Волгоградской области с уязвимыми группами в рамках проекта ООН «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ИППП среди молодежи в Российской Федерации»
2 А.Г.Филиппов первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области
3 СОЦИУМ Молодежь Традиционные группы риска (ПИН, РКС, МСМ) система ГУФСИН ПРООН Администрация региона Обучение управленцев ЮНИСЕФ К-ты по делам молодежи, здравоохранению и делам семьи МИЦ КДМ ВОЗ К-т по здравоохранению, НКО Эпиднадзор II пок. ССВ УНП ООН К-т по здравоохранению ГУФСИН, НКО Служба медико-социального сопровождения МОТ К-т по образованию, служба занятости СПТУ, Центры занятости ЮНФПА Школы ЛПУ К-ты по образованию, здравоохранению
4
5
6 Социальное бюро – новая технология в профилактике ВИЧ- инфекции среди уязвимых групп населения
7 Социальное бюро – модель работы с труднодоступными или маргинальными группами населения. Социальное бюро – модель работы с труднодоступными или маргинальными группами населения. Цель – организация медико-социального сопровождения наркозависимых, освобождающихся из мест лишения свободы.
8 Координаторы Социального бюро: Областной наркологический диспансер Областной наркологический диспансер Областной Центр СПИД Областной Центр СПИДПартнеры: Управление исполнения наказаний Управление исполнения наказаний Учреждения здравоохранения Учреждения здравоохранения Службы занятости Службы занятости Службы социальной защиты населения Службы социальной защиты населения Управление внутренних дел Управление внутренних дел Общественные организации (ОО «Мария» и др.) Общественные организации (ОО «Мария» и др.)
9 Работа в пенитенциарных учреждениях: Работа в пенитенциарных учреждениях: (колония 3 Волгограда, 154/12 Волжского) Изучение потребностей лиц, готовящихся к освобождению; Изучение потребностей лиц, готовящихся к освобождению; Индивидуальные беседы; Индивидуальные беседы; Тренинги, повышающие мотивацию и улучшающие адаптационные возможности наркозависимого после освобождения; Тренинги, повышающие мотивацию и улучшающие адаптационные возможности наркозависимого после освобождения; Информация о Социальном бюро и других службах Информация о Социальном бюро и других службах
10
11 Работа после освобождения наркозависимого: Непосредственное медико-социальное сопровождение Непосредственное медико-социальное сопровождение Содействие при решении трудных вопросов (трудоустройство, получение специальности, оформление документов) Содействие при решении трудных вопросов (трудоустройство, получение специальности, оформление документов)
12 Принципиально важным компонентом профилактики ВИЧ-инфекции является расширение мер снижения последствий от инъекционного потребления наркотиков («снижение вреда»).
13 В Волгоградской области данное направление реализуется на двух территориях – в Волгограде и Волжском с двумя целевыми группами: потребителями инъекционных наркотиков (ПИН) и коммерческими секс-работниками (КСР).
14 Работают мобильные пункты для ПИН (ОО «Мария») и КСР (Центр- СПИД), на базе лечебно- профилактических учреждений созданы стационарные пункты «Доверие»
15
16
17 В пунктах оказываются услуги: предоставление информации по вопросам ВИЧ-инфекции и ИППП; мотивационное консультирование на изменение рискованного поведения на более безопасное; обмен шприцев; раздача презервативов; при необходимости – консультации врачей, психологов; лабораторное обследование на ВИЧ, ИППП, вирусные гепатиты.
18 Для разработки профилактических программ среди уязвимых групп населения было необходимо собрать адекватную объективную информацию. В рамках проекта был проведен эпидемиологический надзор второго поколения
19 Цель: изучение в городах Волгограде и Волжском (как наиболее пораженных территориях Волгоградской области) распространенности ВИЧ - инфекции среди целевых групп ПИН, РКС и МСМ, определение факторов риска в поведении данных целевых групп, способствующиих заражению ВИЧ и ИППП.
20 Размер выборки и количество взятых проб: ПИН г. Волгоград человек г. Волжский человек РКС г. Волгоград г. Волжский - 37 МСМ - г. Волгоград - 42 человека
21 СООТНОШЕНИЕ ВЫЯВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ СРЕДИ МСМ
22 СООТНОШЕНИЕ ВЫЯВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ СРЕДИ РКС
23 СООТНОШЕНИЕ ВЫЯВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ СРЕДИ ПИН
24 В начале проекта неоднозначно складывались отношения с рядом силовых структур. Так управление исполнения наказаний по Волгоградской области с самого начала включилось в проект (были достигнуты определенные договоренности на уровне координаторов проекта в Москве с соответствующими федеральными структурами). Так управление исполнения наказаний по Волгоградской области с самого начала включилось в проект (были достигнуты определенные договоренности на уровне координаторов проекта в Москве с соответствующими федеральными структурами).
25 С другой стороны, Управление внутренних дел по Волгоградской области и Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области отнеслись к проекту настороженно. На федеральном уровня не было ни положительных, ни отрицательных соответствующих команд. Длительный диалог, совместно со всеми участвующими в проекте службами под руководством вице-губернатора в результате привел к конструктивному сотрудничеству (особенно сложными были переговоры по работе с группами риска- наркопотребителями). До сегодняшнего дня на федеральном уровне нет единого подхода к проблеме снижения вреда.
26 Неоднозначно складывались, в начале, отношения с некоторыми общественными организациями. У общественной организации «Мария» (она работает с наркопотребителями) сложились сложные отношения с федеральной службой госнаркоконтроля. Под этим лежали определенные объективные обстоятельства. В ходе реализации проекта удалось найти определенное равновесие: определить условия деятельности общественной организации и сделать их публичными.
27 Таким образом, реализация проекта «Комплексные стратегии…» помогла развить инфраструктуру медико- социальной помощи уязвимым группам населения, организовать взаимодействие между заинтересованными службами и снизить риск заболеваемости ВИЧ- инфекцией жителей нашего региона.