1 Домашнее задание Ваша задача дома – Подготовка к контрольной работе – повторить фактический материал модуля 1 (См. «Для контрольных работ)
Тема модуля (раздела) 1. Тема урока Всеобщая история 5 класс Урок 9
3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях Научить выделять главное в первобытной истории человечества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину. Научить ориентироваться в историческом времени, используя «ленту времени всемирной истории» Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Научить выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества (от простого к сложному) и делать выводы о прогрессивности развития истории человечества
4 Тема: Общий взгляд на первобытную историю
5 Актуализация знаний - Как вы понимаете слово «прогресс»? -Прогресс – это развитие в лучшую сторону. -Новые знания, умения, усовершенствование чего- либо.
6 - Знакомы ли вы с такими примерами в жизни? Как писали? Гусиное перо Авторучка компьютер Можем ли мы это назвать прогрессом? Актуализация знаний
7 - Как вы понимаете слово «прогресс»? -Прогресс – это развитие в лучшую сторону. -Новые знания, умения, усовершенствование чего- либо. Актуализация знаний
8 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному
9 Поиск решения -Заголовок на стр. 48. Прочитайте заголовок. Каким образом понятие «прогресс» может быть связано с первобытной эпохой? -В первобытной эпохе был определённый прогресс в знаниях и умениях первобытных людей (например, орудия труда) -Сформулируйте вопрос на который нам предстоит ответить.
10 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? -Какие факты нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на проблемный вопрос Когда появился первобытный человек? Как он развивался? Какими знаниями и умениями он овладел в первобытную эпоху?
11 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества.
12 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 Что необходимо сделать в задании 1? -Узнать сколько лет понадобилось природе, чтобы обезьяноподобное животное превратилось в «человека разумного» и сколько при этом сменилось поколений? По хронологической таблице стр. 16 определите, когда появились обезьяноподобные животные – австралопитеки. 5 млн. лет назад
13 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей
14 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 По хронологической таблице стр. 16 определите, когда появился «человек разумный» 100 тыс. лет назад
15 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного»
16 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 По «ленте времени» посчитайте, посчитайте сколько лет понадобилось природе, чтобы обезьяноподобные животные превратились в «человека разумного». Около 4 млн. лет
17 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного»
18 Поиск решения Посчитайте сколько сменилось поколений за 4 млн. лет, если мы знаем, что за 15 лет меняется одно поколение : 15 = поколений
19 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного» За 4 млн. лет – сменилось поколений
20 Поиск решения Вспомните, чем отличается «человек разумный» от обезьяноподобных животных. Сделайте вывод: заметен ли прогресс в развитии первобытных людей? Прогресс заметен, так как у «человека разумного» мы можем наблюдать человеческие признаки: Он умел строить жилище с очагами Умел изготавливать орудия труда для различной деятельности Обладал звуковой речью
21 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного» За 4 млн. лет – сменилось поколений От обезьяноподобных к «человеку разумному» – это прогресс в истории человечества
22 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 Что необходимо сделать в задании программного уровня? Сколько лет понадобилось «человеку разумному», чтобы перейти от присваивающего хозяйства к производящему, и сколько при этом сменилось поколений?
23 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 Вспомним, какие занятия мы относим к производящим, а какие к присваивающим? Определите к какому из них отнести Собирание ягод Выращивание пшеницы Рыбная ловля Охота на мамонта Разведение коз Пахать землю Собирать съедобные корешки
24 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 По хронологической таблице стр. 16 определите, когда появился первые земледельцы и скотоводы 10 тыс. лет назад
25 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного» За 4 млн. лет – сменилось поколений От обезьяноподобных к «человеку разумному» – это прогресс в истории человечества 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов
26 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 По «ленте времени» посчитайте, сколько лет понадобилось «человеку разумному», чтобы перейти от присваивающего хозяйства к производящему? Посчитайте, сколько при этом сменилось поколений. От 100 тыс. лет назад до 10 тыс. лет назад = 90 тыс. лет : 15 = поколений
27 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного» За 4 млн. лет – сменилось поколений От обезьяноподобных к «человеку разумному» – это прогресс в истории человечества 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов 90 тыс. лет назад – переход от присваивания даров природы к производству продуктов, сменилось поколений
28 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 Вспомните, что мы называем городом и что такое государство? лет назад По хронологической таблице стр. 16 определите, когда появились первые города – государства?
29 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного» За 4 млн. лет – сменилось поколений От обезьяноподобных к «человеку разумному» – это прогресс в истории человечества 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов 90 тыс. лет назад – переход от присваивания даров природы к производству продуктов, сменилось поколений 5 тыс. лет назад – появление первых городов - государств
30 Поиск решения Задание 1 стр. 48. стр.16 «лента времени» стр. 48 От 10 тыс. лет назад до 5 тыс. лет назад =5 тыс. лет : 15 = 333 поколения По «ленте времени» посчитайте, сколько лет понадобилось первым земледельцам, чтобы посёлки родовых общин преобразовались в города – государства? Посчитайте, сколько поколений сменилось за это время.
31 Тема: Общий взгляд на первобытную историю Прогресс – это развитие от простого к сложному Проблема. Заметен ли прогресс в истории человечества? План исследования 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. 5 млн. лет назад - обезьяноподобные предки людей 100 тыс. лет назад – появление «человека разумного» Около 4 млн. лет – прошло от обезьяноподобных животных до «человека разумного» За 4 млн. лет – сменилось поколений От обезьяноподобных к «человеку разумному» – это прогресс в истории человечества 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов 90 тыс. лет назад – переход от присваивания даров природы к производству продуктов, сменилось поколений 5 тыс. лет назад – появление первых городов - государств За 5 тыс. лет – сменилось 333 поколения Как мы теперь ответим на проблемный вопрос урока? (ответь письменно)
32 Применение нового знания -В истории человечества заметен прогресс, потому, что Обезьяноподобные животные развились в «человека разумного» «Человек разумный научился сам производить продукты, а не только присваивать их у природы Посёлки первобытных людей перерастают в города – государства, а значит, люди сделали шаг к цивилизации.