В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как известно, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально- ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание» Курс «Природоведения» является пропедевтическим по отношению к естественным наукам Именно курс «Природоведение» формирует первоначальные элементарные научные знания.
Воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно- практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия
Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий. Учебный процесс организован таким образом, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образованием, становились их собственными, личными целями.
В настоящей практической работе представлена разработка урока по природоведению с учетом требований ФГОС. Тема «Среды обитания организмов» включена в изучение раздела курса природоведения «Жизнь на Земле». Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий
метод стимулирования и мотивации (формирования интереса), практический метод, технология сотрудничества, проблемно-поисковый метод, информационные технологии, организация самооценки учащихся
Роль учителя как источника информации уходит на второй план, но роль организатора деятельности и общения всегда остается за учителем. Задания направлены на систематизацию, обобщение знаний. Системное построение заданий позволяет ученикам увидеть конкретные среды обитания живых организмов, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности. На уроке природоведения обучающиеся самостоятельно ставят цели, делают выводы, устанавливать взаимосвязи.
Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них
Дыхание Размножение Рост и развитие Питание Раздражимость Выделение Обмен веществ
Среда обитания – условия, окружающие организм
Существует несколько сред обитания: водная почвенная наземно-воздушная
Факторы среды Водная Почвенная Наземно- воздушная Количеств о воздуха Количеств о света Количеств о влаги Интенсивн ость изменения температуры
Факторы среды Водная Почвенная Наземно- воздушная Количество воздуха Недостаток кислорода Меньше кислорода, больше углекислого газа Достаточно Количество света С глубиной количество света уменьшается нет Достаточно Количество влаги Достаточно Не хватает влаги Интенсивность изменения температуры Незначительны е колебания температуры Температура более ровная, чем на поверхности Значительные изменения температуры
обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира
Для дыхания используют растворенный кислород Кислород вместе с воздухом поступает в растения через устьица Испаряют много влаги
организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка
Cреда обитания – условия, окружающие организм. Различают наземно– воздушную, водную, почвенную среды обитания. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде.
стр Р.т. стр зад.3-6
Современный урок - урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Путём споров, обменов мнений, поисков разных решений, высказываний из личного опыта приходят дети к верному выводу.
Спасибо за внимание.