Концептуальное мышление ребенка Автор: Елена Константиновна Маранцман
Интеллект и мышление Интелле́кт (от лат. intellectus понимание, познание) общая способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. (Э.Г. Азимов, А.И. Щукин. «Словарь методических терминов». – М., 2002.) Мышление процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. (Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского. М., 2005.)
Структура интеллекта по Дж. Гилфорду (Три стороны интеллекта. // Психология мышления. – М., 1965.) Содержание интеллекта Характер интеллекта Продукт интеллекта Объективное Символическое Семантическое Поведенческое Оценивание Синтез Анализ Запоминание Познание Рассуждение Трансформация Система Отношение Класс Единица
Виды мышления по Б.М.Теплову, В.Д.Шадрикову Мышление Теоретическое Понятийное Образное Практическое Наглядно- образное Наглядно- действенное
Алгоритмичность мышления Б.М. Теплов: «Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей". (Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.) Мышление как теоретическое, так и практическое носит алгоритмический характер, то есть является процессом нахождения алгоритма решения задач.
Виды мышления по С.Л. Рубинштейну Мышление Абстрактно- теоретическое Наглядно- образное «Не только понятие, но и образ выступают на всяком, даже самом высшем уровне мышления». (Основы общей психологии. – СПб., 2000.)
И.С. Якиманская: Образное мышление как самостоятельный вид. «Представливание» (т.е. создание и оперирование образами) имеет три уровня своего осуществления: 1. на уровне воображения; 2. на уровне представления; 3. на уровне восприятия. Max Степень отвлечения Min
Связи образного мышления Образное мышление Репродуктивное мышление Логическое мышление Продуктивное мышление Практическое мышление Интуитивное мышление Теоретическое мышление
Виды мышления: Наглядно-образное (способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании). Абстрактно-логическое (мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления). Наглядно-действенное (задачи решаются с помощью существующего, реального объекта).
Виды мышления: Логическое мышление (способность к абстрактному рассуждению). Практическое мышление (способность к конкретным действиям). Комбинаторное мышление (способность мыслить совокупностями образов, подчинённых тем или иным условиям, которые можно составить из заданного конечного множества объектов). Творческое мышление (способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. ) Дивергентное мышление (метод творческого мышления, который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Гилфорд, Дж.Три стороны интеллекта // Психология мышления - М., 1965.) Метод мозгового штурма. ТРИЗ теория решения изобретательских задач. Концептуальное мышление.
Концептуальное мышление: Способность возводить образные впечатления в мировоззренческую парадигму, которая, в свою очередь, благодаря образному переносу организует следующие впечатления и стратегии эстетического восприятия. Сплав образного и логического в соответствии с задачами восприятия. Единицей мышления выступает концептуальная схема - система взаимосвязанных по определенным правилам понятий (а не единичное понятие). В концептуальной схеме понятия связаны отношениями (а не операциональными действиями). Используемые понятия носят экстенсиональный характер и обозначают классы объектов (а не единичные объекты).
Слияние образного и логического типов мышления Логическое мышление Образное мышление Комбинаторное мышление Концептуальное мышление