Новые подходы к преподаванию математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Шитик Ирина Савиевна руководитель МО учителей математики МАОУ СОШ 5 г.Стрежевой Томская область
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет- ресурсы, открытое информационное пространство Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС педагога, работающего по ФГОС
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить всё, что запланировано на уроке Организовать деятельность учащихся: -по поиску и обработке информации; -по обобщению способов действий, -по постановке учебной задачи и т.д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/ или индивидуальная
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Основная оценка - оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учёт динамики результатов обучения учащихся относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Планируемые результаты : три основные группы Личностные Метапредметные Предметные Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификациии т.д. Самоопределение: внутренняя позиция школьника;самоуважение, самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Как проектировать рабочую программу по математике
нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания математики, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте.
Программы по математике должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа - программа, составленная на основе примерной и авторской ( УМК ) программ по математике с учетом особенностей учебного плана образовательного учреждения ; типа и вида ОУ ; класса, в котором она будет реализовываться ; профессионального уровня педагога.
создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по математике.
Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме. Целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область. Нормирующая, т. е. определяет содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися ; Процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения ; Оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Требования к рабочей программе : 1) соответствовать стандарту : - содержать новые результаты, « закрепленные » за предметом ; - отражать базовый и повышенный уровни результатов и предметного содержания ; 2) отражать авторскую идею : последовательность изучения тем, средства реализации системно - деятельностного подхода и др.; 3) быть краткой : исключать повторы, не относящиеся к жанру программы излишние разъяснения.
Этапы проектирования рабочей программы Выбор УМК ( учебника, по которому будет осуществляться преподавание ); Определение степени соответствия авторской программы требованиям стандарта, учебному плану ОУ ; Составление рабочей программы через внесение изменений в авторскую программу.
Выбор УМК Цель : выбрать к использованию УМК, содержание которого в большей мере способствует формированию образовательных результатов в соответствии с ФГОС нового поколения. Источники : Федеральный перечень учебников рекомендованных и допущенных к использованию на новый учебный год. Концепция содержания УМК ; Основная образовательная программа, разработанная на основе данного УМК авторами учебников.
Определение степени соответствия авторской программы требованиям стандарта 1. Соответствие предметных результатов : - наличие всех тем базового и повышенного уровней примерной программы ; - тем, выходящих за рамки стандарта ( расширение содержания ). 2. Соответствие метапредметных результатов - в пояснительной записке ; - в разделах содержания.
Структура рабочей программы: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты 3. Содержание программы 4. Тематический план 5.Материально-техническое обеспечение
1. Об учебном курсе ( к какой предметной области относится, структура курса, последовательность изучения содержания курса ) 2. Об учебной программе ( примерная или авторская ) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой разработана рабочая программа. 3. Об используемом учебно - методическом комплекте и дополнительной литературе по форме : название учебника, класс, ФИО автора, издательство, год издания ( аналогично дополнительная литература ). Учебно - методический комплект состоит из учебника, рабочей тетради, тетради для контрольных работ, атласа, контурной карты и др. согласно перечню учебников, утвержденным приказом МО РФ. Дополнительная литература – сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, сборники контрольных работ и тестов ). 4. О логических связях данного предмета с остальными предметами ( разделами ) учебного ( образовательного ) плана.
в какую часть учебного плана школы входит изучение предмета : инвариантную или вариативную в каких классах изучается недельное и годовое количество часов, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований.
личностные, метапредметные, предметные.
Раздел 3. Содержание программы базовый уровень ( сравнить по примерной программе ); повышенный уровень ( сравнить по примерной программе ); расширение - опережение ( выделить в авторской программе )
уроко в п/ п Тема Кол- во часо в При м ИК Т Корр екци я Тип урока Формы контро ля Планируемые результаты (УУД) Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Раздел IV. Тематическое планирование
В разделе « Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса » дается представление об оснащенности учебного процесса учебными пособиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием и т. д