ведущий вебинара: Душина Ираида Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания географии МПГУ, руководитель авторского коллектива "Школьный учебник как средство реализации целей современной образовательной парадигмы. Страноведческая составляющая курса «География»: проблемы и тенденции".
Компоненты содержания курса географии 7 класса как основа формирования основных видов учебной деятельности школьников. В условиях стремительно меняющегося мира, глобализации жизни общества главная функция школьной географии – подготовка учащихся к осознанной, самостоятельной деятельности в многообразной географической среде.
Современное общество основано на знаниях Образование – важная составляющая знаний. Знания создаются, распространяются, используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности стран. (В.П. Максаковский «Экономика знаний», см )
Смена моделей учения Индустриальное общество Учение для общественного производства. Ответственность за учение школьников несет педагог. Направленность учения на приобретение научных знаний. Учение в молодости как «запас на всю жизнь». Педагог передает знания. Средства, методы и ФОО - традиционные. Контроль и оценку проводит педагог. Постиндустриальное общество Учение для самореализации человека в жизни. Обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение. Направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями. Учение в течение всей жизни. Педагог создает условия для самостоятельного учения. Они дополняются ИКТ и СМИ Самоконтроль и самооценка
География в школе XXI века Задача состоит в реализации идеи связи научного знания с миром человеческих потребностей. Приобретенные школьниками знания должны быть готовы к повседневному употреблению. Эти знания – одна из основ практической деятельности в повседневной жизни. Отсюда особое внимание к умениям прикладного характера.
Стратегия развития Образование становится реальной ценностью Образование - функция меняющейся жизни Образование становится государственным приоритетом Устойчивое развитие возможно только на базе хорошего образования Усиливается внимание к качеству образования, его воспитательному потенциалу.
Глобальный мир XXI века Приняты правила либерального мира: Его лозунг – «Свобода конкуренции!» «Кто силен, умен, талантлив, ресурсов обеспечен – тот и будет выигрывать!!!» На учителях лежит большая ответственность – реализация национальной идеи, формирование российской идентичности. Личный успех – условие национального успеха. Обществу необходима элита!!!
Учение продолжается в течение всей жизни Задача учителя не в передаче знаний, а в создании условий для самостоятельного учения школьников. Особое внимание должно быть уделено организации самостоятельной деятельности учащихся, самоконтролю и самооценке обучающихся. Содержание курса 7 касса должно стать деятельностным.
Смена моделей учения в ФГОС На первый план перестройки структуры и содержания курса 7 класса поставлена задача формирования универсальных учебных действий - эти действия должны обеспечить развитие познавательных, мотивационных, коммуникативных и других качеств личности.
Они отражают не столько знания, которые остаются основой содержания предмета, сколько основные виды деятельности. Знания становятся средством формирования деятельности, т.е. учебных умений. Новые требования к результатам обучения
Умения – операционная часть знаний Умения должны формироваться одновременно со знаниями. Разрыв этого процесса - есть нарушение основ обучения. Как же сделать содержание курса «Материки, океаны, народы и страны» деятельностным? Как перестроить процесс обучения?
Основы географической науки представлены в школьной географии системами общеземлеведческих и региональных (страноведческих) знаний, распределенными между курсами.
Основы географической науки Картографо-топографические знания. Геолого-геоморфологические. Климатологические. Гидрологические. Знания о почвах. Знания о природных зонах. Знания о ПТК. Знания о закономерностях, свойственных компонентам природы. Системы знаний о населении, хозяйстве, политической карте и т.д.
Общеземлеведческая составляющая курса 7 класса: Занимает примерно третью часть курса. В структуре курса соблюдается принцип от общего к частному. Теоретические знания и связанные с ними умения, заложенные в начале, служат моделью рассмотрения региональной (страноведческой) составляющей курса.
Новая структура курса Новое построение курса лишает смысла подробно рассматривать природу материков и океанов по компонентам, необходима генерализация учебного материала. Генерализация учебного материала в начале курса позволяет рассматривать природу материков и океанов на фоне общих закономерностей. Позволяет наиболее эффективно организовать формирование основных видов учебной деятельности и привести учащихся к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Новая структура курса позволяет развивать и формировать многие виды учебной деятельности, прежде всего метапредметные и предметные умения: анализировать, выявлять, объяснять, сравнивать, группировать, классифицировать, определять, обобщать, составлять описания и характеристики, находить информацию, готовить презентации и т.д.
В учебнике раскрывается культурологический и гуманистический потенциалы географии посредством внимания к человеку, введено понятие «географическая среда». Предлагается широкое изучение стран и народов мира, разнообразия жизни людей, вклада народов в развитие мировой цивилизации, названы объекты ЮНЕСКО. Изучение каждого материка и планеты в целом завершается рассмотрением вопросов геоэкологического содержания.
Проведено перераспределение учебного материала между общеземлеведческим и страноведческим содержанием курса; соотношение их 42% - 58%, при этом 8 ч. - составляет резервное время. Усилена страноведческая составляющая, что привело к изменению структуры. Реализован историко-географический подход (рассматривается изменение рельефа, климата и других компонентов природы во времени). Культурообразующая, гуманистическая функция реализована посредством внимания к человеку, влиянию на него природы и влиянию человека на природную среду (введено понятие «географическая среда»)
Общеземлеведческая составляющая учебника Знания о ГО, компонентах природы материков. Понятия ( примерно 15-20), связи, закономерности. Зональность рассматривается при изучении климата, питания и режима рек материков, природных зон.
Изучение материка Природа материков в новой структуре рассматривается нетрадиционно. На первом этапе - изучение компонентов природы Земли в целом, их особенности конкретизируются примерами, характерными для каждого материка. На втором этапе рассматриваются особенности природы южных и северных материков. Третий этап – рассмотрение каждого материка, его регионов и стран.
Особенности введения теории Изучение природы Земли на глобальном уровне и конкретизация особенностей природы на уровне регионов позволяет раскрыть теоретические общеземлеведеские знания в начале курса. Это объясняется тем, что факты легче усваиваются, если они освещены определенными идеями, группируются и систематизируются с их помощью.
Структурные компоненты Понятия, связи, закономерности. Например в параграфе 4: –природно-территориальный комплекс; –аквальный комплекс; –природная зона; –широтная зональность; –высотная поясность.
Деятельностный принцип обучения Деятельностный подход - основная задача обучения школьной географии. При выполнении практических работ применяются методы географии: картографический, сравнительный, описательный и др. Установите соответствие диаграммы осадков климатическому поясу
Деятельность учащихся обеспечена: а) заданиями учебника; б) учебными тетрадями; в) практикумами; г) заданиями к контурным картам. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ школьников для достижения практических результатов.
Основные виды деятельности учащихся на уровне учебных действий (новая программа) 1. Традиционные УД: показывать на карте, читать карту, изучать по карте, описывать по карте, составлять характеристику, моделировать на контурной карте, сравнивать, приводить примеры. 2. Более сложные УД: группировать объекты, выделять, различать, устанавливать причины и следствия, составлять прогноз, анализировать. 3. Другие УД: находить и систематизировать информацию, вычислять, объяснять, доказывать, давать определения научных понятий, оценивать роль, подготавливать и обсуждать презентации…
Компоненты содержания курса Группа эмпирических знаний (факты, представления, географическая номенклатура) тесно связана с картографическими и другими географическими, а также с интеллектуальными умениями. Например, в программе 7 класса насчитывают около 250 единиц номенклатуры. Факты – основа для развития воображения, формирования образов, влияют на эмоциональную сторону личности учащихся, обеспечивают достижение как предметных, так и личностных и метапредметных результатов.
Теоретические знания Это понятия, связи, закономерности, которые играют большую роль в обучении школьников приемам логического мышления как репродуктивного, так и продуктивного, т.е. творческого мышления. Такая работа направлена на развитие личностных качеств, предметных и метапредметных видов деятельности, тех умений, которые в большом числе названы в специальной рубрике программы «Примерное тематическое планирование».
Например, при введении нового понятия (их в курсе 15-17) необходимо научить составлять определение понятия: находить родовое слово, выделять существенные признаки объектов и явлений.
Связи и закономерности Задача учителя не только раскрывать связи, но и обучать школьников умениям самостоятельно выделять причины и следствия, обучать приемам сравнения, группировки, классификации и другим учебным действиям. Работа с этими компонентами ведет к достижению требуемых результатов обучения.
Умения – самый важный компонент содержания В организации учебного процесса умения поставлены на первое место. Поэтому при планировании урока важно определять какие виды деятельности могут быть сформированы с помощью того или иного содержания. Для каждого урока обязательно выделение его деятельностного элемента.
Надпредметное содержание курса Эти компоненты (ОТД и ОЭЦ отношения к миру, к деятельности) активно участвуют в формировании всех трех групп результатов обучения. ОТД наиболее эффективно развивается при применении проблемной технологии обучения, технологии выполнения учебных проектов. В результате у школьников формируется творческое мышление.
Компонент надпредметного содержания - ОЭЦ В состав этого компонента входят убеждения, идеи, взгляды, нравственные принципы. Это идеологические обобщения научных географических знаний, нравственных аспектов содержания.
На уроке необходимо создавать: эмоциональную атмосферу, внимание к мотивации учебной деятельности, обучение оценочной деятельности. Оценочные суждения – составная часть развития личности.
Компоненты содержания – средство формирования различных видов учебной деятельности Овладение основными видами учебной деятельности будет проходить успешно при соблюдении ряда методических условий: 1. В центр учебного процесса должны быть поставлены не только знания, сколько способы деятельности, тесно связанные с теми или иными знаниями. 2. Значительную долю урока должна занимать, организованная учителем, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. 3. Школьников необходимо специально обучать приемам умственной деятельности, обучать логическим операциям, приемам творческого, а не репродуктивного мышления. 4. В начале урока обязательно ставить перед учащимися задачи в форме - «Это вы узнаете», «Этому научитесь».
Необходимо создать хорошую материальную базу – кабинет географии, где есть в наличии различный материал для организации самостоятельной работы (словари, справочники, атласы, дидактические материалы и др.)
Особое место в этой работе занимает учебник Именно в учебнике географии отражаются новые идеи школьной географии: интеграция; комплексный; страноведческий подход; внимание к единству географических знаний; практическая направленность предмета; гуманизация содержания и культурологический подход.
Учебник – содержательная модель обучения Для него характерна организация учебной деятельности посредством аппарата организации усвоения (система вопросов и заданий). С помощью учебника можно организовать особый тип общения – коллективно-распределительную деятельность между учителем и учениками
Контакты методической службы: