Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева И.Л., учитель истории МБОУ СОШ 147
Требования при подготовке выпускника к ЕГЭ Умение систематизировать и анализировать историческую информацию, в том числе содержащуюся в картах и иллюстративных источниках. Умение обосновывать собственную и альтернативную позицию по изучаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Умение представить результаты своей деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности ( эссе).
Задание С6 -написание исторического сочинения (портрет исторического деятеля): анализ деятельности исторической личности
От формулировки задания – к плану ответа 1. Указать время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). 2. Назвать не менее двух направлений его деятельности и дать их краткую характеристику. 3. Указать результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Критерии оценивания задания С6 К1 – время жизни исторического деятеля; К2 – характеристика деятельности; К3 – указание результатов деятельности.
Условия для успешной подготовки к ЕГЭ 1. Отбор содержания образования, соответствующего образовательному стандарту по истории. 2. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. 3. Использование современных технологий обучения.
Структура исторического сочинения Вступление Основная часть тезис-аргумент Заключение
Алгоритм основных этапов работы над историческим сочинением 1. Выбрать историческую личность. 2. Определить, к какой сфере жизни общества она имеет отношение. 3. Вспомнить время жизни и деятельности исторической личности.
4. Мысленно представить эпоху, ее черты и задачи (проблемы), которые необходимо было решить в данное время. 5. Записать на черновике всю появившуюся в памяти информацию (провести «мозговой штурм»). 6. Определить основные направления (несколько, но не менее двух), содержание (факты, события) и результаты деятельности исторической личности. 7. Дать оценку и показать роль выбранного исторического деятеля в истории России (мира). 8. Оформить ответ.
Алгоритм характеристики исторического деятеля 1. Определить время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала его деятельность и т.д.). 2. Кратко охарактеризовать социальное происхождение (исторические условия, эпоха, в которых формировался характер, взгляды; влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности). 3. Выделить цели, задачи и особенности деятельности, представительство интересов социальных групп.
4. Определить личные качества и степень их влияния на деятельность исторической личности; 5. Назвать основные направления деятельности (проблемы, события, достижения и т.п., возможно, по сферам общественной жизни). 6. Раскрыть и оценить средства, способы, методы, формы, которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени для осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, то показать связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. 7. Привести основные итоги и результаты деятельности на каждом направлении (в социальной, экономической, духовной, политических сферах); причины успеха (неудач). 8. Оценить роль и значение в истории (влияние исторической личности и ее деятельности на дальнейший ход событий).
Повторительно-обобщающая таблица Глава госу- дарства Даты жизни, правления Внутренняя политика Внешняя политика Результаты деятельности
Схема построения письменного высказывания 1-е направление деятельности Действия Имя исторического деятеля 2-е направление деятельности Действия Результаты (что изменилось в результате действий?) Результаты (что изменилось в результате действий?)
Технология «педагогической мастерской»: портрет исторической личности 1981 Строительство Байкало-Амурской магистрали Один из первых автомобилей ВАЗ
Встреча Л.И.Брежнева с Президентом США Ричардом Никсоном Пражская весна 1968 Советские войска в Афганистане Подписание Договора ОСВ г.
Дополнительная литература
В помощь учителю и учащимся
В эссе все должно быть прекрасно: и форма, и содержание, и душа, и мысли. По мотивам А.П.Чехова