Тема 5. Особенности некоммерческого маркетинга в отдельных сферах деятельности Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции ИМБЭ
Содержание лекции 1. Особенности деятельности религиозных некоммерческих организаций. 2. Сущность и особенности спортивного маркетинга. 3. Сущность и специфика политмаркетинга 4. Особенности маркетинга в сфере здравоохранения.
Религиозные организации (секты) Секта – религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. Культ – практически то же, что и секта, но поклонение в культе осуществляется не учению, а человеку.
Признаки секты Секта (культ) – группа лиц, которым свойственны: 1. Особый ритуал поклонения богу или человеку; 2. Изоляция от окружающей «злой» культуры; 3. Наличие харизматического лидера.
Методы воздействия в сектах Формализованные технологии вербовки и распространение литературы; «Бомбардировка любовью»; Устрашение; Сакральность, мистификация; Манипуляция тщеславием; Формирование образа врага; Формирование образа лидера; Разрыв социальных связей; Информационная и культурная депривация; Материальные лишения; Принуждение к откровенности и т.д.
Виды спортивного маркетинга Спортивный маркетинг Маркетинг массового спорта Физическое развитие личности и поддержание здоровья нации Маркетинг спорта высших достижений, в т.ч. олимпийский Достижение спортивных результатов, создание зрелищ и получение прибыли
Составляющие олимпийского маркетинга Не коммерческая Коммерческая Достижение социального эффекта Достижение положительного экономического эффекта. Популяризация спорта Единение людей Стремление к миру и здоровому образу жизни Продажа прав на трансляцию; реализация монетных, спонсорских и лицензионных программ
Цели олимпийского маркетинга 1. Построение лучшего мира, посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой либо дискриминации и с соблюдением принципов олимпизма (взаимопонимание, дружба, солидарность и честная игра); 2. Популяризация идей и идеалов олимпизма; 3. Пропаганда спорта и здорового образа жизни; 4. Продвижение Олимпийских игр; 5. Сохранение независимости Олимпийских игр от экономического, политического или религиозного давления. 6. Привлечение и эффективное распределение финансовых средств в внутри олимпийской семьи.
4Р олимпийского маркетинга Продукт – возможность приобщения к олимпийскому движению. Продвижение – телевидение, монетные программы Олимпийского движения, лицензионная продукция, филателия, PR и имиджевые акции. Место – физически – место проведения игр. С позиции олимпийского маркетинга – это область приобщения потребителей к олимпизму. Цена – затраты на подготовку места проведения игр и атлетов.
Политический маркетинг Основа: продвижение идей, интересов и мнений в общественном пространстве. Цель : поиск путей максимального согласия в обществе через компромиссы и стремление к гармонизации противоречивых интересов различных слоев общественности. Применяют: политические лидеры; политические партии; общественные массовые движения;часто-правительство
Политический маркетинг Использует все основные элементы маркетинг - микс, имеющих свою особенность: Продукт – политические лидеры, политические программы, идеи. Продвижение - средства политической рекламы (те же, что и в коммерческом маркетинге) Место – электорат, на который ориентированы программы; Цена – затраты на предвыборные компании или голоса избирателей?
Политический маркетинг Основной задачей государственных, региональных и муниципальных структур является пропаганда общественной значимости и полезности их деятельности. Создавая положительный образ, эти организации могут рассчитывать на лучшее бюджетное финансирование за счет более энергичной поддержки их налогоплательщиками.
Маркетинг санаторно-курортных и лечебных учреждений Основной целью лечебных и санаторно- курортных учреждений – является лечение и оздоровление населения РФ, перед которой у государства есть определенные социальные обязательства. Продукт – комплекс лечебных услуг и услуг санаторно-курортного лечения.
Особенности конкуренции Одной из основных особенностей, определяющих сбыт продукта некоммерческих здравниц является наличие конкуренции: между коммерческими и некоммерческими здравницами за некоммерческий продукт, между некоммерческими здравницами за госзаказ и потребителя, между коммерческими и некоммерческими здравницами за коммерческих потребителей.
Маркетинг санаторно-курортных и лечебных учреждений Особенности: Продукт – комплекс услуг характеризуется: большим удельным весом входящих в него базовых услуг (7080%); преобладанием медицинской составляющей; отсутствием индивидуального предложения продукта для конкретного потребителя как по составу, так и по цене услуг. Ценообразование - характерно: нормативный подход к структуре и размеру затрат; стремление включить в базовую стоимость услуги максимальный набор услуг; неэкономичный подход к формированию затрат, связанный с согласовательным характером финансирования («чем больше запросишь, тем больше выделят»).
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию секта. 2. Укажите основные методы воздействия, применяемые в религиозных организациях. Можно ли провести аналогию между коммерческим предприятием и религиозным? 3. В чем заключаются основные цели спортивного маркетинга? 4. Поясните особенности комплекса маркетинга (4 Р) для спортивных организаций. 5. В чем основные цели политмаркетинга? Связаны ли эти цели с особенностями финансирования организации? 6. Поясните особенности комплекса маркетинга (4 Р) для политмаркетинга.
Литература для подготовки к занятиям Основная литература: 1. Маркетинг: общий курс: учебное пособие для студ. вузов. / под ред. Н. Я. Калюжной. - М. : Омега-Л, Понявин А.В. Олимпийский маркетинг: учеб пособие.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 Дополнительная литература 1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Финпресс, 2000 г. 2. Князева И.В. Учебно - методический комплекс учебной дисциплины «Маркетинг». – Новосибирск, Котлер Ф., Андреасен А.Р. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций – М: Феникс, Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2001 г 5. Ветитнев А.М. Маркетинг в непроизводственной сфере// «Маркетинг в России и за рубежом» 2, 2006 г.
Использование презентационных материалов Презентационные материалы предназначены для аудиторной работы и самостоятельной подготовки студентов, обучающихся во ВГУЭС по специальности «Маркетинг», всех форм обучения. Коммерческое использование материалов без согласия владельца не допускается. Владельцем материалов является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).