Образ немцев в русской пропагандистской литературе времен Первой Мировой войны Автор: ученица 9 класса «Б» Рудакова Варвара Владимировна Руководитель: Рудаков Владимир Николаевич
Пропаганда – это распространение информации (в том числе – ложной) для воздействия на общественное мнение. Задача таких изданий состояла в том, чтобы сформировать у населения негативное отношение к неприятелю, возбудить ненависть к нему, сплотить общество вокруг собственной власти, побудить солдат безжалостно бороться с врагом, а гражданское население – всеми силами помогать армии. В годы Первой Мировой войны ( гг.) пропаганда впервые стала носить поистине массовый характер.
Одним из эффективных факторов воздействия на читателей было противопоставление воинственной Германии миролюбивой России. В рамках этого метода пропагандисты активно насаждали представление о нежелание России, в отличие от Германии, вести войну, что на самом деле не соответствовало действительности. Еще до начала войны в русском правительстве шли серьезные споры. С.Ю. Витте В.А. Сухомлинов
Образ же самих немцев в русской пропагандистской литературе также был весьма противоречивым и строился на основе рассказов о глупости, жестокости германцев, о варварстве и неподготовленности их военных. Изображение немецкой армии как армии не готовой к настоящей войне слабо соотносилось с весьма распространенным в пропагандистской литературе утверждением о том, что воинственное немецкое правительство давно готовилось к войне.
Главной целью авторов брошюр было поднятие патриотического духа, и этой цели они, по всей видимости, добивались. По крайней мере, на первых порах. Но потом этот воинственный подъем сменился другими настроениями. Однако винить в этом пропагандистов было бы несправедливо: тяжесть войны красноречивее всего разворачивала население в сторону более пацифистских настроений. К тому же пропаганда, как военно-политическая сила, только зарождалась.