Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К группе риска можно отнести следующих учащихся: Медицинские: Медицинские: Имеют хронические заболевания внутренних органов, Имеют хронические заболевания внутренних органов, проблемы с органами слуха, зрения, речи, проблемы с органами слуха, зрения, речи, часто и длительно болеют, часто и длительно болеют, перенесли сложные медицинские операции, перенесли сложные медицинские операции, перенесли стрессы перенесли стрессы леворукие дети (левша) леворукие дети (левша)
К группе риска можно отнести следующих учащихся: Социальные: Социальные: живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), живут в малообеспеченной семье, живут в малообеспеченной семье, в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые), в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые), проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, самовольный уход из дома. самовольный уход из дома.
К группе риска можно отнести следующих учащихся: Учебно- педагогические: Учебно- педагогические: имеют стойкую неуспеваемость, имеют стойкую неуспеваемость, пропуски занятий без уважительных причин, пропуски занятий без уважительных причин, пропускают отдельные предметы без уважительных причин. пропускают отдельные предметы без уважительных причин.
К группе риска можно отнести следующих учащихся: Поведенческие: Поведенческие: нарушение поведения, нарушение поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенная тревожность, повышенная тревожность, употребление наркотических веществ, употребление наркотических веществ, табакокурение, табакокурение, Токсикомания, Токсикомания, Гиперактивность. Гиперактивность.
Особенности в развитии детей подросткового возраста Физическое развитие опережает психическое; Физическое развитие опережает психическое; Повышен риск соматических заболеваний; Повышен риск соматических заболеваний; Происходит расширение социальных отношений. Происходит расширение социальных отношений.
Факторы, приводящие детей в «группу риска» Дисгармоничная семья; Дисгармоничная семья; Продолжительные заболевания и тяжелые травмы; Продолжительные заболевания и тяжелые травмы; Неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками; Неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;
Задачи: Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального); Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального); Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; Содействие в поддержке семьи, повышение её воспитательного потенциала; Содействие в поддержке семьи, повышение её воспитательного потенциала; Защита ребенка в его жизненном пространстве. Защита ребенка в его жизненном пространстве.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; Защита прав ребенка; Защита прав ребенка; Защита прав ребенка; Защита прав ребенка; Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося; Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося; Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося; Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося; Консультирование; Консультирование; Консультирование; Профилактика, коррекция и реабилитация; Профилактика, коррекция и реабилитация; Профилактика, коррекция и реабилитация; Профилактика, коррекция и реабилитация; Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; Организационно – методическая деятельность Организационно – методическая деятельность Организационно – методическая деятельность Организационно – методическая деятельность
Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов - проведение социальной паспортизации классов, школы - проведение социальной паспортизации классов, школы - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся - социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи. - социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи. - социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи. - социально – педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи.
Диагностическая работа Ведение карточек изучения личности (личное дело); Ведение карточек изучения личности (личное дело); Изучение причин отклонений в поведении; Изучение причин отклонений в поведении; Изучение причин отклонений в поведении; Изучение причин отклонений в поведении; Обследования условий жизни и взаимоотношений несовершеннолетнего в семье. Обследования условий жизни и взаимоотношений несовершеннолетнего в семье. Обследования условий жизни и взаимоотношений несовершеннолетнего в семье. Обследования условий жизни и взаимоотношений несовершеннолетнего в семье.
Обследования условий жизни и взаимоотношений в семье. Обследование условий жизни несовершеннолетнего; Обследование условий жизни несовершеннолетнего; Изучение взаимоотношений в семье (анкетирование, диагностирование); Изучение взаимоотношений в семье (анкетирование, диагностирование); Индивидуальные беседы с родителями. Индивидуальные беседы с родителями.
Защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, опекаемые) - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, опекаемые) - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по делам несовершеннолетних) - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по делам несовершеннолетних) - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых - правовое просвещение учащихся - правовое просвещение учащихся
Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося - раннее выявление неблагополучных семей - раннее выявление неблагополучных семей - создание банка данных по неполным семьям, опекунским семьям - создание банка данных по неполным семьям, опекунским семьям - пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей и подростков - пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей и подростков - психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье - психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье - содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс - содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс
Консультирование - организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях - организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально – педагогических проблем - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально – педагогических проблем
Профилактика, коррекция и реабилитация - раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведении учащихся - раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведении учащихся - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета - организация профилактической работы с учащимися «группы риска" - организация профилактической работы с учащимися «группы риска" - способствование пропаганде здорового образа жизни - способствование пропаганде здорового образа жизни - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями
Профилактика правонарушений Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми; Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми; Организация занятости детей во внеурочное время; Организация занятости детей во внеурочное время; Организация отдыха детей в период каникул; Организация отдыха детей в период каникул; Профилактика ДТП; Профилактика ДТП; Работа по противопожарной безопасности; Работа по противопожарной безопасности; Расширение культурного кругозора, воспитание ответственности через проведения воспитательных часов. Расширение культурного кругозора, воспитание ответственности через проведения воспитательных часов.
Пропаганда здорового образа жизни Анкетирование по выявлению вовлеченности несовершеннолетних в употреблении алкоголя, табака; Анкетирование по выявлению вовлеченности несовершеннолетних в употреблении алкоголя, табака; Организация и проведение акции «Мир против наркотиков»; Организация и проведение акции «Мир против наркотиков»; Работа по предупреждению насилия среди несовершеннолетних; Работа по предупреждению насилия среди несовершеннолетних; Профилактические беседы о здоровом образе жизни. Профилактические беседы о здоровом образе жизни.
Работа с родителями Участие в общешкольных родительских собраниях; Участие в общешкольных родительских собраниях; Индивидуальные беседы; Индивидуальные беседы; Анкетирование по выявлению проблем, взаимоотношений в семье; Анкетирование по выявлению проблем, взаимоотношений в семье;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся; Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся; Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся; Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся; Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Спасибо за внимание!!!