У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Арабская пословица Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования обучающихся Директор МБОУ- Киваевская СОШ Ахремцева Нина Владимировна
Актуальность проблемы В условиях происходящих в стране реформ и модернизации образования вопросы охраны здоровья детей являются наиболее важными и современными. Именно в школьном возрасте формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Ребенок от 6 до 17 лет пребывает в учреждениях образования более 70% времени бодрствования. в учреждениях образования более 70% времени бодрствования.
Образование, учитель, школа (из послания Президента РФ Федеральному Собранию) Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в т.ч. и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам в обществе тоже много вопросов. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Факторы, влияющие на здоровье учащихся Здоровье учащихся учебный план выбор УМК выбор программ уроки физкультуры спортивные секции и кружки досуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация занятий вид учебной деятельности технологии стиль преподавания отметка, оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования учреждения режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен
Цель здоровьесберегающей педагогики обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья.
Диагностика Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.
Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения Направления здоровьесберегающей деятельности Инфра- структура ОУ Рациональная организация учебного процесса Рациональная организация физкультурно- оздоровительной работы Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Просветительская работа (ученики, учителя, родители) Профилактические оздоровительные мероприятия Рациональная организация питания
Инфраструктура ОУ ò Учебные кабинеты школы эстетически оформлены, отвечают требованиям Сан Пина ò Благоустроенная школьная территория ò Наличие стадиона (место отдыха для всех жителей села) ò Наличие спортзала
Задачи администрации по осуществлению здоровьесберегающих технологий научить учителей использовать знания, навыки и умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности; освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности; освоить методы оценки условий организации и обеспечения УВП с позиций ЗОЖ; освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся; сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основные направления работы просветительной работы Основные направления работы просветительной работы Школьники. Реализация образовательной программы «Путь в здоровье». Программа включает в себя психолого – педагогический и медико – профилактический блоки, направленные на просвещение учащихся и формирование у них активной мотивации ЗОЖ. Школьники. Реализация образовательной программы «Путь в здоровье». Программа включает в себя психолого – педагогический и медико – профилактический блоки, направленные на просвещение учащихся и формирование у них активной мотивации ЗОЖ. Родители. Проведение родительского всеобуча «Родителям о детях. Диалоги о здоровье» (родительские собрания, конференции, семинары, тренинги по волнующей родителей тематике). Родители. Проведение родительского всеобуча «Родителям о детях. Диалоги о здоровье» (родительские собрания, конференции, семинары, тренинги по волнующей родителей тематике). Педагоги. Программа «Школьный педагог: ресурсы и возможности, успешность и здоровье». Цель – сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья педагогов, внедрение здоровьесберегающих технологий в школе. Педагоги. Программа «Школьный педагог: ресурсы и возможности, успешность и здоровье». Цель – сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья педагогов, внедрение здоровьесберегающих технологий в школе.
Рациональная организация учебного процесса Овладению и применению учителями школы приемами оздоровительной работы в учебном процессе способствовало предусмотренное планом школы повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни: семинар «Цели современного учебного занятия. Связь целей с программой развития школы»; семинар «Работоспособность школьников» для учителей начальных классов; семинар «Использование интерактивных методов в учебном процессе для предотвращения перегрузок школьников»; семинар «Здоровьесберегающие технологии» ; доклад на заседании творческих групп «Дозирование домашнего задания и его необходимость для изучения нового материала на уроке» доклад на заседаниях творческих групп «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»; Были проведены педсоветы по вопросам формирования здорового образа жизни «Воспитание нравственности как залог духовного и физического развития личности»; «Психологические методы изучения личности как средство повышения качества знаний и уровня воспитанности учащихся» ; «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий»
Для учителя очень важно правильно организовать урок Построение урока на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом здоровьесбережения. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей, потребностей. Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями. Активизация развития всех сфер личности школьников. Логичность и эмоциональность всех типов учебно – познавательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр). Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни..Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Критерии удачного с точки зрения валеологии урока отсутствие усталости у учащихся и педагога;отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой;положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы;удовлетворение от сделанной работы; желание продолжить работу.желание продолжить работу.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы В базисный учебный план уроки физической культуры включены со 1 по 11 класс в объеме 3 часов; организован спортивный час в ГПД; работают спортивные секции; проводятся один раз в четверть Дни Здоровья; реализуются проекты «Спортивный лидер», «Самый здоровый класс» и т.п.
Формирование здоровья и здорового образа жизни Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания. Взаимосвязь с медицинскими работниками. Учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников. Ведем разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаем медиков на род.собрания. Проводятся экскурсии, прогулки на свежем воздухе
Профилактические оздоровительные мероприятия Спортивные соревнования: -зимняя рыбалка, зимние забавы; -спортивная эстафета; -«Папа, мама, я – спортивная семья»; -научные конференции по теме; -тематические выставки; -тематические акции; -Духовно- нравственное воспитание.
Рациональная организация питания Включает в себя: рациональную организацию работы школьной столовой, в которой учащиеся и учителя могут спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и с пользой для здоровья. Расписание звонков в режиме работы школы позволяет накормить учащихся и учителей школы горячими завтраками и обедами;рациональную организацию работы школьной столовой, в которой учащиеся и учителя могут спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и с пользой для здоровья. Расписание звонков в режиме работы школы позволяет накормить учащихся и учителей школы горячими завтраками и обедами; эстетическое оформление столовой, имеющее большое воспитательное значение;эстетическое оформление столовой, имеющее большое воспитательное значение; обеспечение школы питьевой водой. Для этого в школе установлены питьевые фонтанчики.обеспечение школы питьевой водой. Для этого в школе установлены питьевые фонтанчики.
РЕЗУЛЬТАТ. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Результат Результат снижение уровня заболеваемости среди детей; создание условий по сохранению, укреплению, формированию и саморазвитию здоровья детей и подростков; формирование мотивации к сохранению здоровья, как главной ценности человека; повышение статуса благополучной семьи; повышение качества образования и имиджа школы; вовлечение детей, родителей и педагогов в спортивно - массовую деятельность.
Динамика качества знаний по годам Учащиеся школы становятся победителями и призерами предметных олимпиад на муниципальном, региональном и даже федеральном уровнях. Учебный год Качество знаний Успеваемо сть ,5 %100% ,1%100% %100% Результат Результат
! Здоровье школьника – проблема, касающаяся всех. Нынешние ученики – завтрашнее будущее нашей страны. Нужно сделать все, чтобы оно было здоровым, успешным и благополучным!
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты.