Методология Национального рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации В.А. Муравьев (ДСИИ ТПП РФ) г. Нижний Новгород, 22 апреля 2014 года
Требования к Национальному рейтингу Объективность и независимость Участие сообщества предпринимателей Оценка только тех факторов, на которые могут влиять власти Выявление «лучших практик»
Цели и задачи рейтинга Цель – оценить усилия органов власти в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса Проведение пилотной апробации «Обкатка» рейтинга в 22 субъектах РФ Уточнение методологии; Уточнение регламента; Задачи Оценить условия ведения бизнеса в регионах Расставить приоритеты развития делового климата Создать систему стимулов для органов власти в субъектах РФ Выявить лучшие практики работы в регионах Значение рейтинга АА ББ ВВ АА
Методология рейтинга СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Конкретные социально-экономические характеристики региона, которые рассчитываются на основании собранных данных (опросы, статистика) согласно утвержденной методике Обработка данных Метод учета и агрегирования данных в интегральные показатели Аналитическое представление Подходы и инструменты анализа данных – выявление зависимостей, трендов и т.п. «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ» И СПОСОБЫ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ Механизм выявления, формализации выявления потенциала применения успешных решений
5 Основа методологии Национального рейтинга регуляторная среда ( качество предоставления государственных услуг бизнесу ) институциональная среда ( эффективность инструментов для бизнеса ) доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса эффективность поддержки малого предпринимательства Оценка результативности усилий органов власти в регионах по улучшению инвестиционного климата
6 1 Регуляторная среда (качество предоставления гос.услуг) #Фактор#Показатель (короткое название) A1 Эффективность процедур регистрации предприятий А1.1 Среднее время регистрации А1.2 Среднее количество процедур А1.3 Оценка деятельности органов власти по государственной регистрации предприятий A2 Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство А2.1 Среднее время получения разрешения А2.2 Среднее количество процедур А2.3 Оценка деятельности органов власти по выдаче разрешений в сфере строительства A3 Эффективность процедур по регистрации прав собственности А3.1 Среднее время регистрации прав А3.2 Среднее количество процедур А3.3 Оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним A4 Эффективность процедур по выдаче прочих разрешений и лицензий А4.1 Оценка деятельности органов власти по выдаче санитарно - эпидемиологических заключений А4.2 Оценка деятельности органов власти по лицензированию отдельных видов деятельности А4.3 Оценка деятельностью органов власти по выдаче разрешений на выбросы вредных отходов A5 Эффективность процедур по подключению электроэнергии А5.1 Среднее время подключения А5.2 Среднее количество процедур А5.3 Доля фактических подключений к количеству заключенных договоров А5.4 Оценка деятельности органов государственной власти по подключению к электросетям
7 2 Институциональная среда (эффективность институтов для бизнеса) #Фактор # Показатель (короткое название) Б1 Эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса Б1.1 Наличие регионального закона об уполномоченном по защите прав предпринимателей в субъекте РФ Б1.2 Наличие и качество регионального законодательства о защите и поддержке инвесторов Б1.3 Оценка регулирующего воздействия органов власти Б1.4 Наличие и качество инвестиционной стратегии Б2 Нагрузка на бизнес, связанная с проведением проверок Б2.1 Количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год Б2.2 Среднее количество проверок в год Б3 Степень прозрачности ведения бизнеса Б3.1 Количество компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти Б4 Эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса Б4.1 Региональный Совет по улучшению инвестиционного климата Б4.2 Каналы прямой связи инвестора с руководством субъекта Б4.3 Региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами Б4.4 Принцип "одного окна" для инвестиционных проектов Б5 Качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса Б5.1 Интернет - портал об инвестиционной деятельности Б5.2 Информация об инвестиционных возможностях в регионе
8 3 Доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса #Фактор # Показатель (короткое название) B1 Качество и доступность инфраструктуры В1.1 Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям В1.2 Оценка качества дорожных сетей предпринимателями В1.3 Оценка качества телекоммуникационных услуг предпринимателями В1.4 Отношение пропускной мощности всех аэропортов субъекта к численности населения В1.5 Обеспеченность региона гостиничными номерами В1.6 Оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями B2 Качество территориального планирования В2.1 Территориальное планирование и зонирование: доля муниципальных образований с утвержденными документами В2.2 Оценка деятельности органов власти по выдаче схем расположения земельного участка B3 Доступность земельных ресурсов В3.1 Время регистрации прав собственности В3.2 Количество процедур B4 Качество и доступность финансовой поддержки В4.1 Доля налоговых льгот от налоговых доходов региона В4.2 Доля государственных гарантий от налоговых доходов региона В4.3 Оценка мер государственной финансовой поддержки B5 Качество и доступность трудовых ресурсов В5.1 Доля выпускников в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи от общего числу занятых в этих секторах В5.2 Оценка доступности необходимых трудовых ресурсов
4 Эффективность поддержки малого предпринимательства #Фактор #Показатель (короткое название) Г1 Уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ Г1.1 Доля городских округов и муниципальных районов, реализующих программы поддержки, в общем числе округов и районов Г1.2Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек населения Г1.3Доля численности работников малого предпринимательства в общей численности занятого населении Г1.4 Доля малых предприятий в сферах торговли, ремонта транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования в общей доле малых предприятий. Г2 Качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства Г2.1Оценка деятельности правозащитных организации в сфере интересов малого предпринимательства Г2.2 Доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках в общем числе занятых на малых предприятиях Г2.3Информационный портал по вопросам поддержки и развития Г2.4 Доля центров предоставления государственных и муниципальных услуг, оказывающих информационную поддержку малого предпринимательства, в общем количестве таких центров. Г3 Эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства Г3.1 Доля площади помещений, выкупленных субъектами малого предпринимательства на льготных условиях, в общей площади помещений предназначенных для передаче им. Г3.2Оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости Г3.3 Оценка работы центров координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Г3.4 Доля государственных контрактов с субъектами малого бизнеса в общей стоимости государственных контрактов Г4 Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства Г4.1Оценка доступности кредитных ресурсов Г4.2 Доля микрокредитов, выданных малым предприятиям властными структурами/ коммерческими структурами под поручительством региональных фондов в общем объеме кредитования Г4.3Доля налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в налоговых доходах РФ Г4.4 Доля расходов субъекта на обновление основных средств малых предприятий в общих расходах программы поддержки
Агрегация показателей и их направления ИНДЕКСЫ РЕГИОНОВ (по каждому направлению) направленияфакторыпоказатели АГРЕГАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Этап 1 сбор статистических данных проведение опросов предпринимателей проведение «экспертных опросов» Проведение «специализированных» опросов Этап 2 обработка данных расчет показателей Этап 3 изменение шкал с учетом плотности распределения приведение показателей к единой шкале определение весов показателей, групп Этап 4 расчет индексов регионов подготовка аналитического отчета выявление «лучших практик»
Дальнейшие шаги
Предполагаемые результаты пилотной апробации Презентация первых результатов Национального рейтинга (по 22 субъектам РФ) «Обкатка» методологии, регламента Уточнение формы участия деловых объединений Подготовка запуску во всех субъектах РФ
Аналитические и законотворческие инициативы ТПП РФ по совершенствованию делового климата
Комитет ТПП РФ по ГЧП Состав комитета ТПП РФ по ГЧП П.Л. Селезнев Председатель Правления НП «Центр развития ГЧП» Член Рабочей группы при Экономическом совете при Президенте РФ по направлению «Развитие инфраструктурных проектов в сфере транспорта» Аналитические материалы Включает представителей: консалтинговых, юридических компаний, институтов развития, кредитных организаций, крупных промышленных организаций, органов власти, научного сообщества. 1.« Рейтинг регионов «ГЧП-старт » (2013, 2014). Комплексная характеристика готовности субъектов РФ к сотрудничеству с частными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства. 2.« Оценка развития ГЧП в России. Мнение бизнеса » (2013). Анализ эффективности взаимодействия бизнеса и власти при реализации крупных инфраструктурных проектов. 3.« Государственно-частное партнерство в России » (2013). Определение единого понятийного аппарата государственно-частного партнерства, его актуальности и перспектив развития на территории Российской Федерации. 4.« Практика применения концессионных соглашений на территории Российской Федерации » (2014). Комплексный анализ практики применения концессионных соглашений в регионах РФ, характеристика лучших практик, соответствия нормативно-правовой базы и инвестиционного климата для реализации инфраструктурных проектов на основе концессионных соглашений. 5.« Концессионные соглашения. Судебная практика » (2013). Анализ 46 судебных актов, принятых судами апелляционной и кассационной инстанций в 10 арбитражных округах, посвященных применению законодательства к концессионным соглашениям. Председатель комитета ТПП РФ по ГЧП
Законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в РФ» 15 Цель закона Законопроект После проведения полномасштабного экспертного обсуждения утвержден ГД СФ ФС в первом чтении. Готовятся поправки ко второму чтению - Создание единого подхода к ГЧП на всех уровнях власти - Установление конкурсных процедур и их применимости - Защита инвестора - Установление возможности использования сторонами соглашения о ГЧП и различных форм ГЧП (в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности) Основные задачи Расширение практики использования механизмов ГЧП в РФ с целью повышения эффективности выполнения государственных задач. - Определение основных критериев принятия решения о целесообразности реализации проекта в форме ГЧП; - Установление основных форм ГЧП; -Разграничение правоотношений, регулируемых законопроектом и законодательством о государственных закупках; - Перечень требований к конкурсным процедурам; - Механизмы, обеспечивающие публичность исполнения всех этапов соглашения о ГЧП - Частный партнер получит возможность предлагать публичному партнеру проект ГЧП. Причем субъект или муниципалитет не сможет игнорировать данные предложения Поправки Системные предложения Подготовлены Комитетом ТПП РФ по ГЧП Стимулирование применения механизмов ГЧП; Реализация единой государственной политики в области ГЧП; Нормативно-правовое обеспечение; Создание институциональной среды, поддерживающей ГЧП.
Технологические коридоры 16 «Технологический коридор» – это перечень обязательных требований и ограничений, устанавливаемых государством и предъявляемых к техническим параметрам применяемых технологий, продукции и услуг, с разбивкой по годам и с нарастанием их жесткости со временем. Заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике информирование и пропаганда; Мероприятия, обеспечивающие выполнение установленных ограничений запрет на использование устаревших технологий административные санкции; прямое софинансирование НИОКР и инвестпроектов; стимулирование конкуренции; льготы и субсидии, снижение таможенных пошлин; политика госзакупок; Не только запреты, но и поддержка
Отдельные задачи системы ТПП РФ Поддержка существующих проектов Аналитическая и нормотворческая деятельность Поддержка будущих проектов Деофшоризация Налоговое стимулирование Судебно-экспертная деятельность Государственно- частное партнерство Выставочно-ярморочная и конгрессная деятельность Третейское судопроизводство Промышленная политика
18 Спасибо за внимание! В.А. Муравьев Контактные данные: +7 (495) ;