О развитии служб медиации и её роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 Развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении
Нормативно – правовая база Федеральный закон от 24 июля 1998 года 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;закон Федеральный закон от 27 июля 2010 года 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года 193- ФЗ);закон Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»закон Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
Медиация-альтернатива директивным способам разрешения споров Ситуация разрешения спора при помощи третьего лица: спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу
Опыт реализации медиативного подхода в ЯО С 2012 года школьные службы примирения на базе трех общеобразовательных организаций созданы и действуют в соответствии с локальными нормативными правовыми актами: приказом директора, Уставом, Положением. В состав школьных служб примирения входят работники образовательных организаций и обучающиеся
Формы работы Информирование работников образовательной организации и обучающихся о школьной службе примирения Организация примирительных встреч Проведение просветительских мероприятий обучающихся, направленных на формирование мотивации к участию в работе школьной службы примирения, а также пропаганду правовых знаний
Приоритетные задачи Создание служб школьной медиации в образовательных организациях Внедрение социальной услуги медиации в учреждениях социального обслуживания Обучение и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций Развитие межрегионального, межведомственного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия
Предложения к решению КС ДО ЯО –На странице РРЦ сайта ИРО оформить информацию просветительского характера «Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей» (к 1 июня) и практическом опыте служб примирения в образовательных учреждениях ЯО –Провести областной семинар «О методах воспитания несовершеннолетних, не связанных с применением наказания, на основе научных исследований в области психологии девиантного поведения». –Разработать программу ППК «Программа подготовки школьных медиаторов» –Включить темы в ППК для социальных педагогов, психологов по проблематике развития школьной медиации в образовательных организациях –Рассмотреть возможности и выбор ОО для деятельности инновационной площадки на 2015 год по реализации Службы школьной медиации – как инструмента реализации ювенальных технологий в образовательной практике –Создать стажёрскую площадку по отработке форм и способов работы школьных медиаторов –Создать и подготовить инициативную группу консультантов из представителей МР (из числа социальных педагогов, психологов) для развитие служб школьной медиации в МР