П ЕТЕРБУРГ – ГОРОД М ИРА Презентацию выполняла ученица 11 А класса: Сойко Анастасия
Б УДДИЗМ Буддизм первая по времени возникновения мировая религия (VI века до н. э.), признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.
Б УДДИЗМ В НАШЕ ВРЕМЯ Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Таиланде. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США
П ОЯВЛЕНИЕ Б УДДИЗМА В Р ОССИИ В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.
Б УДДИЙСКИЙ ХРАМ В С АНКТ -П ЕТЕРБУРГЕ В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300- летия российской династии Романовых. Храм «Дацан Гунзэчойнэй» «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника». Был построен в 1915 году. Основатель Агван Доржиев. Адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. В 1919 году храм подвергся разграблению, уничтожена храмовая библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет.
А ГВАН Д ОРЖИЕВ Агван Доржиев (1853(54)-1938) родом из хоринских бурят, в 19- летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Тибет. Буддийский учёный. По его инициативе и непосредственном участии в Санкт-Петербурге был возведен буддийский храм. На территории Ацагатского дацана существует его дом-музей. Агван основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Петербурге и типографию в Ацагатском дацане. Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой Деревне. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан- Удэ.
Б УДДИЙСКИЙ ХРАМ В С АНКТ -П ЕТЕРБУРГЕ Петербургский дацан должен был стать центром буддизма в европейской части страны. Но воплотить эту идею не успели. Гонения 30-х годов вплотную коснулись петербургских священнослужителей, часть из которых была расстреляна, часть - отправлена в лагеря. Имущество дацана было разграблено. Возвращение буддийского храма верующим состоялось в 1990 году. С тех пор буддистская община Петербурга увеличилась многократно. Петербургский дацан в начале XX века
Б УДДИЗМ В С АНКТ - П ЕТЕРБУРГЕ После появления Октябрьского манифеста 1905 г. и постановления Государственной Думы 26 мая 1909 г., по которому гражданам дозволялось свободно переходить из христианской религии в «религию еврейскую, магометанскую и языческие», количество буддистов в Петербурге увеличилось. По официальной статистике, с 76 человек в 1897 году до 184 в 1910 году. Даже сейчас многих удивляет количество прихожан и последователей самой древней религии в северной столице, но ведь и в начале ХХ века не одними выходцами из традиционных буддистских регионов – Бурятии, Калмыкии и Тувы - был силен буддизм в Петербурге. Известнейшие люди того времени считали себя буддистами. Среди них дипломат и издатель «Санкт- Петербургских ведомостей» князь Э. Э. Ухтомский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер, царский доктор Петр Бадмаев, который волновался за строительство в столице буддистского храма.
Б УДДИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В С АНКТ -П ЕТЕРБУРГЕ С 2009 года именно в дацане северной столицы начали новую традицию: художники-мозаичисты изготавливают панно с изображениями буддистских божеств. Вообще же в буддизме божества обычно рисуют специальными минеральными красками на ткани – такая икона называется «танка».
Б УДДИЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать. Например, российские буддисты в 2006 году отметили Новый год, год Огненной Собаки с 29 на 30 января. Церемония духовного очищения проходит 30-го числа двенадцатого месяца (последний день старого года): монахи зажигают ритуальный костер. В полночь во всех монастырях ламы начнут произносить молитву Чидирсан, которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Празднование самого Нового года начинается лишь утром 1-го числа наступившего года. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине Сом, покровительнице и защитнице семьи. Считается, что она спускается на землю перед Новым годом и проверяет, как жила семья, правильные ли поступки совершали домочадцы, и дарует им благословение на будущий год.
Д ЕНЬ Р ОЖДЕНИЯ Б УДДЫ Это самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением Будды и достижением им нирваны. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне. В этот день особенно важно делать добрые поступки и опасно грешить: значение всех поступков возрастает во много раз. Буддийские монахи в связи с этим даже осуществляют довольно своеобразный ритуал: ловят или покупают живую рыбу и отпускают ее назад в реки и озера.
Б УДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В С АНКТ -П ЕТЕРБУРГЕ В 2011 году исполнилось 270 лет с того момента, как Елизавета Петровна признала буддизм одной из официальных религий России. Именно этому событию посвящена Третья Декада буддистской культуры в Санкт-Петербурге – ежегодный буддистский фестиваль, в программе которого духовные события, спортивные соревнования, круглые столы и выставки.