Кейс-метод – современная инновационная технология обучения
Понятие Термин «кейс-метод» происходит от слова «кейс» с англ. «case» – cлучай, ситуация Метод анализа конкретных ситуаций, кейс-метод, кейс-стади.
Из истории кейс-метода 1924 – Гарвардская школа бизнеса, Гарвардский университет. Во многих школах бизнеса европейских стран и в Японии Кейс – предлагаемая в качестве учебной задачи бизнес-ситуация из реальной практики предприятия, учреждения, фирмы.
Из истории применения в России 1930-е гг. – метод ситуационных задач применялся на предприятиях е гг. – в учебных целях в системе ПК рук. работников, специалистов е гг. – внедрен в МГУ, в 1980-ых – в других ведущих вузах страны е – стажировка в западных бизнес- школах для обучения преподаванию кейс- методом В настоящее время используется во многих областях: юриспруденция, медицина, психология, педагогика, информатика и др.
Сущность кейс-метода Понятия «кейс-ситуация», «педагогическая задача» синонимичны Включают в себя определенную / неопределенную ситуацию, выход из которой следует найти. Кейс-метод как способ коллективного обучения, его составляющими явл-ся: - работа в группе (подгруппах), - взаимный обмен информацией.
Сущность кейс-метода Учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их исследовательской и творческой деятельности при разработке решений.
Основная цель кейс-метода - активизация обучающихся, развитие у них навыков решения реальных проблем путем практического применения теоретических знаний.
Принципы кейс-метода первичность ситуационного анализа, обязательная связь анализа и практики, необходимость участия обучаемых, нетрадиционная роль преподавателя.
Преимущества кейс-метода интегрирует в себе формы развивающего обучения, включает процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств, способствует развитию творческих способностей, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения.
Формирование УУД Личностные УУД приобретать навыки самоанализа, приобретать социальные навыки: оценка поведения людей
Формирование УУД Метапредметные УУД Познавательные - приобретать навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем, - отрабатывать умение искать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, - овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуации.
Формирование УУД Метапредметные УУД Регулятивные - оперативно принимать решения («здесь» и «сейчас») на основе группового анализа ситуации, - наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата, - овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
Формирование УУД Метапредметные УУД Коммуникативные - приобретать навыки вербализации, ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной (письменной) форме, - вырабатывать умения осуществлять презентацию, убедительно преподносить, обосновывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, - отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания тчк. зрения других.
Порядок действий Подготовительный этап 1. Формирование микрогрупп. Знакомство группы с заданием. 2. Распределение ролей в микрогруппе. 3. Обсуждение критериев оценивания работы микрогрупп. 4. Организация работы группы и выполнение задания. Регламент работы. (Лист продвижения по заданию)
Порядок действий Этап выполнения задания 1. Проработка решения. Выбор лучшего варианта. Групповая работа. Преподаватель – наблюдатель, помощник, контролирует время. 2. Представление и обсуждение решений, принятых в микрогруппах. Вопросы на уточнение. Дополнения.
Порядок действий Этап подведения итогов Оценка выполнения задания и взаимодействия в группе: - самооценка, оценка работы группы - оценка других групп (Чье решение было более удачным?)
Организуйте работу группы Познакомьтесь с содержанием задания, с произведением (Читатель) Изучите ситуацию. Выслушайте мнения членов группы (Координатор) Подготовьте и представьте выступление, путь(-и) решения (Оратор) Примите участие в обсуждении и оцените выступления других микрогрупп (Наблюдатель)
Организуйте выполнение задания Прочитайте вслух задание и отрывок из книги. Ответьте на вопрос. Аргументируйте каждый свое, а затем окончательное мнение группы. Спрогнозируйте дальнейшее развитие ситуации (возможны варианты) В выступлении кратко представьте автора, произведение и предложенную ситуацию
Задание 0 Сведения об авторе ….. Аннотация книги ……. Ситуация для анализа Вопрос (-ы) ….. Задание. Аргументируйте свое мнение. Спрогнозируйте дальнейшее развитие ситуации (возможны варианты)
Критерии оценивания Выполнение задания Решение ситуации Наличие аргументов Прогноз развития ситуации
Критерии оценивания Решение ситуации 2 - хорошее, интересное решение 1- удовлетворительное решение 0- неудачное решение
Критерии оценивания Наличие аргументов 2 – убедительные аргументы 1 - слабые, несостоятельные 0 - отсутствие аргументов
Критерии оценивания Прогноз развития ситуации 2 - дано развитие ситуации (есть варианты) 1- дано развитие ситуации 0 - нет варианта развития ситуации
Критерии оценивания Критерии оценки взаимодействия в группе - Организация (разделение функций) и управление деятельностью -Выполнение функции, порученной роли - Характер межличностных отношений